Наши новости
подписатьсяНаши новости
подписатьсяВ МКИК состоялся X Международный фестиваль современного искусства DOCA. За два выходных дня событие посетили 1600 гостей.
На 5 этажах фестиваля было представлено более 100 проектов, о которых посетителям рассказывали 70 волонтеров-медиаторов.
Тема фестиваля в этом году звучала как «Инструкция для песочницы». Авторы и кураторы предложили участникам опыт сближения с современным искусством через игру.
Феномен игры рассматривался как парадоксальное взаимодействие иррационального и рационального в поле искусства, как особая практика объединения разного культурного опыта.
Большинство инсталляций были интерактивными и вовлекали гостей в игру, в своеобразный творческий диалог с искусством, авторами, друг с другом. Зрителям предлагалось собрать арт-пазлы, решить головоломки, принять «душ эмоций», избавиться от усталости за кручением спиннеров и испробовать на себе много других активностей с медитативным эффектом.
Уникальностью фестиваля уже много лет остается то, что он объединяет как проекты признанных представителей арт-сообщества, так и арт-объекты студентов, созданные индивидуально или под наставничеством мастеров.
В этом году в преддверии фестиваля прошло 5 мастерских. В лаборатории творческого эксперимента Марии Алигожиной студенты исследовали механизмы работы мозга и создавали групповой проект, в котором рассматривали такие особенности восприятия и ощущений, как когнитивный диссонанс, парейдолия, дежавю и др. Авторы были ограничены в создании арт-объектов только одним материалом – пластилином, но это не помешало им воплотить свои открытия об играх мозга с сознанием и подсознанием.
В мастерской фотохудожников Валеры и Наташи Черкашиных работали преимущественно студенты факультета фотографии. Авторам предлагалось выйти за пределы фотоискусства и впервые попробовать себя в жанре живописи. Получившиеся работы были размещены на стенах аудитории.
Уже традиционной на DOCA стала мастерская художника-концептуалиста Валерия Чтака. В этот раз ее участники представляли пространство, оформленное иллюстрациями по мотивам произведения Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».
На работе с материалами был сделан акцент в мастерской участников художественного объединения ГУЙ Егора Ефремова и Марии Плаксиной. Здесь авторы пытались обнаружить логику в соединении разных материалов, а также затронуть тему абстрактного, мифологического и эстетического мышления, проследить, как люди наделяют артефакты смыслами и как природа отражается в формах привычных нам вещей.
Студенты колледжа дизайна МКИК участвовали в мастерской архитектора, дизайнера Александра Борисова. В итоговом групповом проекте было представлено 30 инсталляций, посвященных играм, детским воспоминаниям и мечтам. Большинство из них были интерактивными, что высоко оценили гости DOCA.
Как отмечает куратор мастерской Александр Борисов, в процессе каждый автор проявил свою индивидуальность. Кто-то делал упор на идею проекта, кто-то был больше увлечен работой с материалами. Но абсолютно каждый продемонстрировал умение глубоко погружаться в тему и широко смотреть на явления окружающей среды, выходя за рамки привычного мышления.
«После фестиваля мы обсуждали с авторами обратную связь, которую они получили от зрителей. Студенты колледжа дизайна отмечали, что большой интерес был вызван интерактивностью арт-объектов, возможностью взаимодействовать с ними. Второй важный момент, по их мнению, заключается в том, что зритель должен считывать концепцию даже без объяснений, сразу вступать в диалог с объектом, не дистанцируясь и не боясь погружения в современное искусство», – говорит Александр Борисов.
Мастер также дополняет, что полученные в рамках мастерской навыки необходимы и в будущей профессии дизайнеров, которые в процессе научились работать с разными материалами, подавать свою концепцию на языке современного искусства, вступать в диалог со своей аудитории, планировать этапы реализации проекта так, чтобы уложиться в дедлайн. Всё это важно уметь делать и при создании фирменного стиля или любого другого дизайн-проекта.
Дарья Потапова, студентка колледжа дизайна, участница мастерской Александра Борисова: «В мастерской я создавала проект “Человейник”. Люди всегда вдохновлялись природой. Например, прототипом панельных домов стали початки кукурузы и муравейники. Я же решила пойти от обратного: взять искусственную пластиковую панельку и “оприродить” ее, а также посмотреть на взаимодействие муравьев с объектами, созданными человеком.
На разработку идеи было дано всего 2 недели. Мы делились своими идеями со всей группой и коллективно их обсуждали, а также рассматривали принципы подхода к работе».
Александр Быстров, студент колледжа дизайна, участник мастерской Александра Борисова: «Я не только представлял свою работу как автор, но и был волонтером на фестивале, поэтому возможности самому посмотреть на все объекты не было, но от этого интерес к DOCA только возрастал. Конечно же, познакомился с замечательными людьми, с кем-то обменялся контактами. Одно могу сказать точно: организаторы титанически старались, чтобы впечатления от DOCA превзошли все ваши ожидания.
Что касается моего проекта в рамках мастерской, то мне показалось круто сделать объект, который будет меняться на протяжении всего фестиваля. Черный фон и несколько сотен нарезанных из бумаги пикселей – весь мой проект. Суть его в том, чтобы посетители сами создавали изображение. Кто-то сделал цветочек, кто-то смайлик, кто-то сердечко, а в конце всё смешалось в пиксельный хаос. Было интересно за этим наблюдать».
Проекты студентов МКИК, представленные на фестивале, примут участие в аукционе «Точка». Событие пройдет совсем скоро и позволит авторам монетизировать свое творчество.
На юбилейной DOCA также проходили перформансы, музыкальные выступления, лекции и открытые дискуссии.
Гости события высоко оценили атмосферу фестиваля и помощь медиаторов в знакомстве с арт-объектами, авторами, пространством фестиваля. Наши волонтеры собирали обратную связь от гостей, публикуем несколько отзывов о DOCA.
«Очень интересные инсталляции. Мы привыкли, что выставка – это обычно что-то компактное, а здесь сразу 5 этажей современного искусства, это впечатляет. Также понравилась интерактивность – можно было взаимодействовать с большинством работ. Об объектах очень подробно и интересно рассказывали волонтеры. Было уютно и атмосферно».
«На DOCA испытал исключительно положительные эмоции. Всё, что связано с творчеством, всегда очень впечатляюще. Мне было интересно наблюдать за тем, что одна и та же работа совершенно по-разному воспринимается людьми. Были объекты, которые вызвали особый отклик у меня. Это, например, проект, посвященный людям с ограниченными возможностями здоровья. А еще здесь чувствовалась очень классная и дружелюбная атмосфера».
«Было интересно посмотреть выставку. Волонтеры активно обо всем рассказывают, вовлекают в игру. Это необычно для формата типичных выставок, для которых характерно одностороннее взаимодействие. Ты как будто вступаешь в диалог с представителем автора или с ним самим и лучше понимаешь идею».
X Международный фестиваль современного искусства DOCA прошел ярко. Судя по словам зрителям, игра как нельзя лучше помогает погрузиться в современное искусство, распознать его символы и смыслы.
Самым ценным на DOCA остается новый опыт, который приобретают как зрители, так и те, кто работал над организацией и представлял свое творчество. Заряжаемся этими впечатлениями и готовимся к новым встречам с современным искусством.
Большие обзорные материалы о фестивале вышли в СМИ:
Фотоальбом DOCA 2023:
Просмотров: 427
Волынкина
Марина
Владимировна