все новости института

ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ нужны во все времена

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ нужны во все времена

4 марта в ИГУМО прошла лекция, имеющая просветительский характер. Подготовленная для студентов, преподавателей и сотрудников института проректором по науке, доктором юридических наук, профессором Ю.М.Антоняном, она дала четкое и ясное представление о религии, истоки которой сокрыты во тьме веков, о христианстве, история которого насчитывает более двух тысячелетий. Ученый с мировым именем, воспитанный (по законам XX века) на позициях атеизма, Юрий Миранович со скрупулезностью истинного исследователя сопоставил исторические даты и факты, остановился на дошедших до нас источниках, провел параллель между прошлым и настоящим. Тематическая насыщенность лекции, лаконичная емкость фактажа позволили создать «панорамное» представление об одном из важнейших аспектов человеческой жизни.

Цивилизация и религия. Параллельность их развития очевидна, ибо эволюционные процессы, разбудив разум человека,«запрограммировали» его на вечный поиск истины. Осознавший себя как личность, «человек разумный» (Homo Sapience) не мог не задаться вопросами, актуальность которых не утрачена по сей день. Откуда мы пришли и куда уйдем, завершив земной путь? В чем смысл жизни и ее предназначение? Чем обусловлены высокие порывы души? И что такое – душа?..

Истоки возникновения религии надо искать в глубине веков периода, именуемого доисторическим. В исследованиях ученых-религиоведов четко прослеживаются две точки зрения.

ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ нужны во все времена

Самый яркий сторонник первой, Дж. Фрезер, придерживается мнения, что религия стала преемницей первобытной магии. Значительно расширив ее границы, религия противопоставила утилитарным обрядам «по случаю» учение, основанное на догмах, – картина мироздания, выстроенная в них, не подвергается сомнениям, диктует нормы морали априори.

Сторонники другой теории — и их большинство — придерживаются версии: религия возникла вместе с первыми проблесками сознания. Естественно, понятия «земля», «космос», «человек» возникли не сразу. Но естественные «движители мысли», формирующие представление о законах природы, уже «заработали». «Топливом» для них стали уже «озвученная» раньше жажда к познанию и страх перед смертью, неизбежный для мыслящего человека. Религия, хотя и теологически, заполнила эти «пробелы» бытия: создала картину мира и дала надежду, что физическая смерть – конец только для бренного существования. Люди, достойно прожившие отпущенные им земные годы, обретают жизнь вечную и прекрасную (впрочем, последнее положение трактуется в разных религиях по-своему).

Без сомнения, религия прошла несколько ступеней развития, прежде, чем возникли конфессии, являющиеся сейчас господствующими. Их четыре: христианство, ислам, буддизм и индуизм. Каждая имеет приверженцев во многих уголках планеты, исповедуется вне зависимости от стран проживания верующих и их национальностей.

Иудаизм, несмотря на то, что он стал «отправной точкой» возникновения христианства, в этот ряд не вписан, так как, по сути, остается религией одного народа.

Впрочем, мнение об иудаизме, как о религии – прародительнице христианства, тоже не однозначно. Трактовка, что христианство трансформировалось из его течения, существует наряду с иным суждением: христианство возникло внутри еврейской грекоговорящей диаспоры – следовательно, геополитически связь с палестинской землей опосредованная. Обе теории в поисках приоритетной значимости объектов исследования апеллируют к текстам Ветхого и Нового Заветов, первые из которых написаны на арамейском, а вторые – на греческом языках. И звучат довольно убедительно.

Но вспомним историю. IV век. Великая Римская империя начинает утрачивать свое могущество и уже не может влиять на умы поданных в провинциях, присоединенных к ней в период расцвета. Покоренные народы ищут альтернативу для дальнейшего развития собственной истории. Возникает новая философия, основанная на поиске идеалов, отличных от существующих. В первую очередь она проникает в религию. Суровая мораль грозного, карающего Бога, беспощадного к людским слабостям, переосмысливается «в человеческом» ракурсе: новая этика строится на любви и всепрощении.

ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ нужны во все времена

Христианство приходит в наш мир с кровью Христа и болью первохристиан, терзаемых как на иудейской земле, так и на римских площадях. Но сознание того, что Сын Божий принял мученическую смерть, чтобы облегчить груз грехов человечества, делает эту религию «своей» для многих народов. Непримиримый к Христу Рим не просто признает ее. Он становится столицей самой значительной ветви христианства, сохраняющей папский престол по сей день, – католицизма. В свою очередь, католицизм исподволь формирует протестантскую церковь, которой претят меркантильные интересы (например, индульгенции на отпущение грехов, приобретаемые за деньги). Это – западная ветвь христианства.

Русская церковь, преемница византийских традиций, – принадлежит восточной православной ветви. Православие в Восточной Европе, изначально сформировавшееся в Армении, тоже не существует в рамках единых канонов (достаточно вспомнить старообрядцев).

Религия пережила немало гонений. Апофеозом их, как правило, становились, революции. Франция, Мексика, Россия — сколько страниц истории обагрено кровью церковнослужителей… сколько святынь утрачено…

Возрождение былой духовности – начало новой летописи. Она создается через возврат к былым ценностям, через возрождение духовности народа.

Ибо вера, надежда, любовь нужны людям всегда!


Возврат к списку

ВСЕ НОВОСТИ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
08 ИЮНЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее