Институт и колледж ИГУМО
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ
ИНСТИТУТА ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Найти на сайте
Фантастический фестиваль современного искусства

дока_1.jpg

В ИГУМО в очередной, третий раз прошли выставки, инсталляции, воркшопы, открытые лекции и другие мероприятия в рамках мегапроекта DOCA. Данная аббревиатура, как известно, означает «День современного искусства», но в этот раз событие продолжалось не один, а два дня – 18 и 19 апреля, т.е. уже в формате фестиваля.

В рамках DOCA решаются сразу несколько задач. Во-первых, творческие – студенты, причем не только дизайнеры, готовят свои арт-объекты, проходят путь от замысла (который еще нужно грамотно обосновать!) до материального воплощения. Во-вторых, задачи коммуникационные – студенты-волонтеры осваивают нелегкое искусство представления арт-объектов посетителям (в том числе зарубежным гостям), помогают постичь авторский замысел. В-третьих, задачи организационные – немалое помещение института превращается в выставку, даже в систему выставок, и это тоже делаем мы с вами, при этом просвещаемся сами и просвещаем других...

DOCA – это не только творчество наших студентов, но и презентация произведений профессионалов высокого класса. В этом году нашим посетителям (и нам самим) повезло увидеть, в частности, первую выставку художественных работ рано ушедшего от нас киноартиста Андрея Панина и задать вопросы его супруге Наталье. Поистине неземное впечатление оставили фотоработы космонавта Сергея Рязанского и его комментарии, живой рассказ на пресс-конференции, в которой приняли участие журналисты «Первого канала», «Москвы-24», «Вечерней Москвы» и других СМИ. Эфиры и публикации уже начались – большое спасибо! Скоро, кстати, о DOCA-2015 будет подготовлен фильм, и вы его увидите.

Оправдала себя практика внешнего кураторства – в этом году таким куратором стала известный столичный дизайнер Паника Деревья, которая не только оценивала работы наших студентов и помогала при их подготовке, но и содействовала тому, чтобы о DOCA больше знало профессиональное сообщество.

А теперь давайте пройдем по выставочным залам, которыми стали в эти два дня аудитории и другие помещения нашего института. Окунемся в атмосферу современного искусства, еще раз прочувствуем его особенности. Первая – оно способно жить не только в музейных залах, но прекрасно вписывается в окружающую человека среду. Вторая – оно интерактивно, вовлекает зрителя во взаимодействие. Третья – это искусство, которое предполагает декодирование, причем неоднозначное. А попросту говоря – предполагает сотворчество зрителей, которые и не зрители уже, а полноправные участники креативного процесса! Итак…

В стенной росписи Никиты Буфатина (1й курс факультета дизайна) «Спорт в искусстве» – выраженная динамика, передача драйва и свободы, которые дарит нам спорт. Серия плакатов Юлии Федоровой (3-й курс факультета дизайна) «Трек 1,2,3» опровергают стереотипные представления об этом жанре как о чем-то плоском, здесь, оказывается, можно передать объем и даже музыкальное звучание. И в фотоработах Дарьи Комаровой (2-й курс факультета фотографии) «Звук» стирается грань между «визуальным» и «аудиальным», а образы музыкантов усиливают впечатление. В арт-проекте Евгении Шамы (2-й курс факультета дизайна) «Исчезновение» материалом служит черная проволока, имитирующая карандашный набросок, и эта работа связана – и в пространстве, и по смыслу – с работами Андрея Панина, который был не только актером и режиссером, но и художником, и его работы мы теперь видим. Их насыщенность поражает: сюрреалистические сюжеты, карикатурность, абсурдность образов наряду с изобилием мелких деталей создают новое художественно-смысловое пространство. Неповторимую атмосферу создает и инсталляция «Морячок», в которую входят фотографии из архива близких людей артиста. Человек-каламбур, человек-праздник – именно так воспринимают его друзья. Сам он говорил про себя: «По жизни я клоун»…

Впечатляет творчество графического дизайнера, арт-директора Института «Стрелка» и преподавателя факультета дизайна Высшей школы экономики Анны Кулачек, работающей в направлении, называемом «айдентика». Своего толкования требуют у каждого зрителя инсталляции Ольги Халаимовой (1-й курс факультета дизайна) «Кулек мира» и Ольги Краснобай (2-й курс факультета фотографии) «Мнимая защита». Виолетта Анцелевич, Алина Сергеева и Анастасия Калугина (3-й курс факультета дизайна) представили инсталляцию «Неспящие во сне», о которой один из авторов, Виолетта, говорит так: «Мы работали втроем. Одна написала стихотворение о жизни и смерти, другая изобразила это в графике, третья выразила свои чувства уже в конкретной форме...» А вот слова Анны Власовой о своей фотовыставке и инсталляции «I have seen it before», в которой использованы не тексты, а изображения известных произведений: «Это способ общения со зрителем: я раскрываю внутренние процессы работы и свои ощущения и хочу получить отклик».

дока_2.jpg

Современное искусство – это не только арт-объекты, но и действия. Свой перформанс, а также выставку «Russia, my Terra» (фото и видеоарт) представила лауреат премии Кандинского Светлана Спирина. На вопрос «Почему Вы решили участвовать в этом фестивале?» она ответила: «Потому что я симпатизирую всему, что способствует воспроизводству культуры в широком смысле, в частности организаторам DOCA-2015, которые бросают все свои силы на воплощение масштабного культурно-образовательного проекта».

Шушанна Айрапетян и Ольга Мартиросян (2-й курс факультета дизайна) свою работу «Typos» (с греческого – «отпечаток») комментируют так: «Душа у всех изначально чистая-чистая, как стены комнаты, а потом уже на нее накладываются всевозможные “отпечатки” (эмоции), и душа как бы меняет свой цвет. Любой желающий сможет взять бумажку (каждый цвет обозначает свою эмоцию) и наклеить ее на стену. Приходите и делитесь своими эмоциями, добавив красок в коллективный автопортрет!»

«Химера», «Звезда Полынь», «Арахнофобия» – так называет свои работы известный монументалист Максим Харлов. Под руководством народного художника России И.Л. Лубенникова он исполнял мозаики для станции метро «Маяковская» (новый вход), ковку для станции «Славянский бульвар», гравюры для станции «Сретенский бульвар», работал над оформлением витража станции «Madelain» парижского метро, принимал участие в росписи храма святого Николая в Нью-Йорке. На вопрос о том, что он хочет сказать своими произведениями, Максим ответил так: «Художник от природы нем! Зато он может показать все с необычной стороны…»

Фотограф Ольга Иванова в серии «Кич-город» представила своеобразный комплекс из репродукций снимков прошлого века и современных фотопортретов, создав новую связь между прошлым и настоящим. Серия «Кич-городок» выставлялась на фестивале «Photoquai» (Париж, 2013), в галерях «Calvert22» (Лондон, 2014) и «Mead Gallery» при Warwick Art Center (Лондон, 2015).

дока_3.jpg

Видеоинсталляция Анны Зубрик (2-й курс факультета дизайна) «Фотон» – танец света под музыку. Погружение в эту инсталляцию заставляет забыть о времени, движение света и звучание музыки теперь одно целое.

Мария Данова (3-й курс факультета дизайна) представила серию иллюстраций «Сквозь Вселенную». Сначала ее проект задумывался как серия вольных иллюстраций к роману Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», но потом автора вдохновили бескрайнее звездное пространство и, конечно же, работа бесстрашных покорителей космоса. Неудивительно, что проект студентки соседствует с фотовыставкой космонавта Сергея Рязанского. А Рина Алексеева (3-й курс факультета дизайна) сохранила верность своей первоначальной идее и таки создала серию иллюстраций к книге Р. Баха. Рисунки находятся в полном соответствии с действиями и временем, описанными в книге.

Арт-проект Евгении Шамы (2-й курс факультета дизайна) «Возрождение» прост, но символичен. За окном весна, и автор решила перенести ее в стены института. Основа проекта – зеленые ростки пшеницы, символ не только весны, но и возрождения самого хорошего в человеке, в мире, символ творчества, искусства.

Илья Агафонов (2-й курс факультета дизайна) представил инсталляцию «В плену геометрических иллюзий». С чем у нас ассоциируется геометрия? Круги, треугольники и квадраты? А может, в этих простых фигурах можно найти больший смысл? Автор задал нам непростую задачку, облачив геометрические тела в проволоку.

Алена Самарцева (1-й курс факультета дизайна), автор инсталляции «Взрослые как дети», твердо уверена, что даже человек в годах в душе все равно малыш, а доказать это она решила с помощью… игрушек, которые помогают вспомнить детство и даже в трудное время почувствовать радость.

«Чистое сознание» – так назвали свою пространственную инсталляцию Елена Баранова, Ирина Коршунова и Екатерина Нуждина (2-й курс факультета дизайна). Окружающий мир ежесекундно давит нас огромным количеством информации, а эта работа помогает окунуться в атмосферу спокойствия и умиротворения.

Инсталляция «Сеть», созданная Екатериной Вороновой при помощи Анастасии Матвеевой (2-й курс факультета дизайна), предлагает зрителям ощутить, что чувствует человек, попавший в беду. Символом выступает бабочка, которая бьется в сетке. Что чувствует эта бабочка? Думается, этот арт-объект никого не оставит равнодушным.

Ксения Ключникова и Галина Руднина (1-й курс факультета дизайна) представили фотоинсталляцию «С закрытыми глазами». Тема – сон как состояние и сны как видения. Рядом с фотографиями подвешена рубашка, к которой пришито множество пуговиц, – они символизируют сны, каждый из которых, вчерашний или многолетней давности, навсегда остается с тобой.

Екатерина Бойко (1-й курс факультета дизайна) в своей инсталляции «Расстояние» визуализировала древнее китайское поверье. Согласно ему есть невидимая красная нить, связывающая двух влюбленных, которым суждено встретиться. Нить может запутываться, растягиваться, но она никогда не порвется.

Виктория Марченко (4-й курс факультета дизайна) своей работой «Искусство как нулевой творческий акт» ставит задачу показать, что искусство – это не только то, что сделано руками художника. Обычные бытовые предметы – скрепки, карандаши, кнопки – создают новую художественную среду.

Именитый участник нашего фестиваля – главный редактор портала «Российское фото», автор книги «Искусство, которое учит видеть, или все дело в фокусе» Екатерина Елизарова. В проекте DOCA она участвует второй раз. Ее выставка прошлого года носила название «Ритмы городов», а сейчас она подготовила экспозицию с использованием фотографий из Инстаграмма. Также Екатерина провела мастер-класс по мобилографии т.е. фотосъемке с помощью мобильного телефона.

дока_4.jpg

Да, нынешний фестиваль богат не только инсталляциями. Кроме посещения мастер-классов гости посмотрели и обсудили короткометражный фильм молодого режиссера Юлианы Сабитовой, рассказывающий, как сложно отличить настоящие чувства от необузданной страсти (фильм, понятное дело, для зрителей старше 18 лет). Зато фильм о том, как удалось достичь Северного полюса на автомобилях, могли посмотреть все желающие.

В театре ИГУМО гостям фестиваля был показан спектакль «Итак, я жил тогда в Одессе…», посвященный А.С. Пушкину, а точнее – отношениям Поэта и Музы (исполнители ролей – Сергей Крюков, Сергей Волков, Олег Охотниченко, Владимир Петров, Рамиль Сабитов). Искренность этого действа, душевность помогают по-новому взглянуть на творчество такого знакомого, но вместе с тем и незнакомого Пушкина.

А Ольгу Согрину вдохновили на создание арт-объекта «Неантичная» посещение Пушкинского музея, общение с шедеврами скульптуры античных времен. Ольга говорит: «Стоишь, смотришь и думаешь, что это невозможно! Как им это удалось?! Чистая простая красота и абсолютная гармония!» И, вооружившись стеклом, марлей, бумагой, она решила создать нечто похожее и не похожее на произведения античного искусства.

Идею панно Юлия Никифорук (1-й курс факультета дизайна) «Хаос» лучше всего передают стихи: «Сколько хаоса в пространстве, / Сколько мусора в умах, / Сколько малости в словах, / Сколько жалости в сердцах…» Закрученный работой и другими делами, человек перестает понимать, что происходит вокруг, путается сама жизнь, превращаясь в непонятную субстанцию, остаются лишь усталость и упадок сил. Вывод: иногда необходимо остановиться и пересмотреть свою жизнь!

Евгения Базарова и Яна Ивахненко (1-й курс факультета дизайна) представили видео-арт-объект «Желудь», положив в основу его идеи проблему «отцов и детей», проблему поколений. Времена приходят и уходят, и многое претерпевает изменения. «Медитативная анимация» имеет аудиальное сопровождение – звуки природы.

Анастасия Орлова (1-й курс факультета дизайна), автор инсталляции «Внутри тебя», о своей работе говорит так: «Над проектом на DOCA-2015 я думала очень долго, потому что не хотелось делать просто “нечто красивое”. Хотела придумать что-то такое, что оказалось бы способным проникнуть в человеческую душу, открыть людям глаза на ту или иную проблему. Главная моя идея: вокруг может все рушиться, но каждый человек способен найти спасение внутри себя, сохранять гармонию и спокойствие даже во время шторма!»

Об инсталляции Алевтины Тарабриной, Сабины Мамедовой и Анны Сапожковой (1-й курс факультета дизайна) «Жутко громко и запредельно близко» можно сказать: особо впечатлительным вход запрещен! Не всякий человек сможет справиться со своими эмоциями, когда увидит, как прямо в окно летит самолет, пусть даже это только изображение воздушного судна. Авторы решили напомнить о террористическом акте, который произошел в США 11 сентября 2001 года…

дока_5.jpg

Мощный философский подтекст имеет инсталляция Евгении Жуковой, Анны Кузнецовой и Елены Мосякиной (1-й курс факультета дизайна) «Знаки». Знаком может быть что угодно: книга, маркер, яркий стикер… Часто знаки являются предупреждениями, которые мы не видим или на которые не обращаем внимания. Но при этом ждем и просим больше подсказок свыше, не желаем думать сами, какие могут быть ответы на наши вопросы. А ответы – вот они, перед носом! Вывод: надо просто быть внимательнее.

Анжелика Джамалудинова и Ангелина Беликова (2-й курс факультета дизайна) в своей инсталляции «Выбор» используют прием авангардистского искусства реди-мейд. Основная его задача – изменить отношение к объекту, заставить взглянуть на него с другой стороны. Авторы уверены, что с помощью минимальных средств можно донести до зрителя глубокий смысл.

Завораживает инсталляция Екатерины Цивинской (3-й курс факультета дизайна) «Кандинский». Пространство построено так, что можно буквально попасть внутрь картины художника-авангардиста.

А сколько прошло действительно интересных открытых лекций и воркшопов! Руководитель онлайн-школы городских предпринимателей «Вектор» Дмитрий Абрамов (Институт «Стрелка») прочитал посетителям DOCA-2015 лекцию об урбанизации и, в частности, о том, как и зачем исследовать городскую среду. Бывшие сотрудники «Теорий и практик» дизайнер Денис Драчев и редактор Фуркат Палванзаде рассказали о своем новом проекте «Сигма». Лауреат премии Кандинского в номинации «Мультимедиа» Анастасия Рябова прочитала лекцию о медийной сфере с точки зрения современного искусства «Неэффективные траектории – к цели!». Комьюнити-директор Bookmate Юлия Ракова провела мастер-класс «Современные инструменты создания и управления лояльным сообществом». Креативный директор и основатель студии «Stoyn», поэт Сергей Старостин поделился со всеми желающими секретами успеха своего проекта от идеи до производства, обозначив, что же такое промышленный дизайн в российских реалиях.

дока_6.jpg 

Также на DOCA-2015 в течение 4 часов можно было познакомиться с процессом печати открыток собственного дизайна на мастер-классе по шелкографии. А завершился наш праздник современного искусства фееричным концертом альтернативных музыкантов Жени Горбунова и Кати Шилоносовой!

Закончить наш рассказ о фестивале DOCA-2015 хочется словами из интервью члена Союза художников России, выпускника МАРХИ, архитектора Льва Мелихова, известного как создателя фотопортретов знаковых для эпохи людей, серий вертолетных съемок Русского Севера и Сибири (его выставка «Посвящение Христо», завоевавшая гран-при 3-го Венецианского фотобиеннале, у нас также представлена):

– Почему портретные фотографии у Вас черно-белые?

– Я пытаюсь уловить сущность человека, а не просто снять его лицо, как делают многие фотографы; розовые щечки и голубые глазки лишь отвлекают.

– С какими трудностями Вы сталкиваетесь, когда обучаете людей фотографии?

– Видеть жизнь важнее, чем уметь обращаться с выдержкой и диафрагмой. Без нее, любви к жизни и своему делу у вас не получится стать настоящим фотографом…

Так же можно сказать и о современном искусстве, и об искусстве вообще.

Отчет о фестивале DOCA-2015 подготовили студенты факультета журналистики, рекламы и PR Юлия Родионова, Алена Шиврина, Александра Козина, Кристина Грезлюк, Анастасия Цуканова, Агата Коровина, Анастасия Новикова, Мария Кручинова, Кристина Карпова, Виктория Соколова, Анастасия Шостак, студентки 3-го курса Елена Крюкова, Алена Глазкова и профессор ИГУМО М.И. Никитин. 

22.04.2015
Просмотров: 5917

Возврат к списку


ИНТЕРЕСНЫЕ РАЗДЕЛЫ
Об ИГУМО Факультеты Колледж Абитуриентам Лицензия Личный кабинет студента Контакты Наш Инстаграмм Сообщество в ВКонтакте Сообщество в Фейсбуке
© 1991-2019 ИГУМО и ИТ. Все тексты и фото подготовлены студентами и сотрудниками ИГУМО и ИТ. Все права защищены.