Наши новости
подписатьсяНаши новости
подписаться6 декабря на факультете дизайна состоялась конференция «Почему цветы не растут сквозь асфальт?», посвященная феминизму в искусстве.
Тема конференции была выбрана неслучайно. Мы решили поговорить о феминизме именно потому, что говорить о нем не становится проще. Проблемы, бывшие актуальными 20 лет назад, остаются актуальными. Существует огромное сопротивление, усугубляемое отсутствием понимания того, что представляет собой феминизм и каковы его цели и задачи. Каждое публичное выступление с позиций феминизма сопровождается реакцией, основной посыл которой можно выразить словами: «слишком много феминизма». Так выражается нежелание видеть огромное проблемное поле, затрагивающее социальные, юридические, этические и эстетические вопросы.
Название конференции «Почему цветы не растут сквозь асфальт?» взято из видео, созданного по мотивам опубликованного в 1971 г. эссе американского историка искусств, профессора Линды Нохлин «Почему не было великих художниц?». В этой работе Линда Нохлин заложила основы всех последующих гендерных исследований в области истории искусств.
По мнению автора, отсутствие великих художниц не является следствием того, что «женщины не способны к величию», а обусловлено мужским субъективным восприятием роли и назначения женщин. Утверждая это, Нохлин призывает к осознанию проблемы и поискам путей ее решения. Арт-сообщество, как и общество в целом, существует в условиях мужского доминирования, которое редко осознается и почти никогда не ставится под вопрос. Субъективация женщины в СМИ, сексизм на рабочем месте и неравное вознаграждение за труд, бытовые мизогиния и мэнсплейнинг остаются культурными доминантами. О том, как эти проблемы отражаются в искусстве и социальной жизни, шла речь на конференции.
Доклады первой ее части касались истории европейского и американского феминистского движения, а также его влияния на историю искусств («Феминизм и искусство: исторический контекст и художественные практики», Светлана Дорогина), женского движения в России («Женское движение в России, исторический контекст», Елизавета Саволайнен), разработки феминистской тематики в российском искусстве последнего десятилетия («Феминизм в искусстве 2010-х», Ильмира Болотян).
Вторая часть конференции была посвящена авторским проектам.
Ирина Изотова, инициатор и руководитель фестиваля MoscowFemFest, рассказала о своем пути к пониманию феминистской проблематики, а также о прошедших в рамках фестиваля мероприятиях: лекциях по нейросексизму, гендерной революции, мизогинии и маскулинности, перформансах известных художниц и арт-групп, психологических тренингах и мастер-классах. Художницы Яна Сметанина и Татьяна Сушенкова представили свое понимание того, как гендерная проблематика может быть отражена в художественных работах, рассказали о своих проектах, восприятии их зрителями и арт-критикой.
Гендерные вопросы важны сейчас как никогда раньше. Подробное их рассмотрение, проговаривание разных точек зрения, выявление острых проблем, в том числе через искусство, – всё это действительно находится в области социальной ответственности. «Слишком много феминизма» может быть только для тех, кто не хочет брать на себя эту ответственность.
Пресс-секретарь DOCA
Дорогина Светлана
Студенты профиля «Дизайн интерьера» посетили шоурум «Neighbors»
Воркшоп в рамках проекта «Ускользающий сон»
Аукцион современного искусства «Точка 5.0»: продано более 70% лотов
ИГУМО реализует проект совместно с Мариной Звягинцевой
Маша Артемьева: как создать комикс из повседневной истории
Дизайнеры ИГУМО – лауреаты конкурса «Городские драйверы»
Как работать с инфлюенсерами? Мастер-класс Александры Скатовой
Что такое инвест-дизайн? Лекция Юнны Лукинских в ИГУМО