вернуться

Социальная ответственность журналистики, или как нас заставляют смотреть телевизор

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Социальная-ответственность-журналистики1.jpg

К минувшему занятию по дисциплине «Социальная ответственность журналистики» со Светланой Георгиевной Агафоновой наша группа готовилась долго и основательно. Каждый студент на протяжении нескольких недель изучал новостные программы различных телеканалов и анализировал их содержание, чтобы составить представление об их общей направленности и выявить основные тенденции и проблемы. Помимо этого ребятам было предложено опросить людей на тему того, почему, по их мнению, в СМИ превалируют новости негативного характера, интересны ли им позитивные сообщения и программы на телевидении и как они относятся к журналистам и журналистике в целом. На основе собранных данных мы обсуждали проблему переизбытка неблагоприятных новостей в средствах массовой информации, разбирались, почему так происходит и кому это нужно, а также искали способы изменения ситуации к лучшему.

В начале дискуссии выступила группа студентов, которая занималась исследованием новостного контента телеканала «НТВ». Сперва ребята представили результаты своего опроса, в котором спрашивали людей о том, почему же негативные новости на ТВ вызывают больше интереса, чем позитивные. Причины озвучивались самые разные, начиная с того, что это связано с человеческой психологией, и заканчивая тем, что власти специально запугивают население, чтобы проще было его контролировать. Само собой, в группе нашлись как сторонники, так и противники разных мнений, поэтому началась бурная дискуссия на тему справедливости тех или иных высказываний.

Социальная-ответственность-журналистики2.jpg

Когда же дело дошло непосредственно до «НТВ», докладчик озвучил новостные темы канала за несколько дней, и, ко всеобщему удивлению, новостей позитивного характера там обнаружилось достаточно много. Больше, чем можно было ожидать. Подчеркивалось, однако, что все зависит от конкретного дня и происходивших в нем событий, поэтому соотношение негативных и позитивных новостей несколько менялось день ото дня, но в целом оставалось более чем приемлемым. А как оказалось позднее, несмотря на общую стилистику и тематику «НТВ», от которого ждешь только ужасов, благоприятных новостей на нем показывают значительно больше, чем на многих других федеральных каналах.

В конце своего выступления ребята озвучили результаты еще одного опроса. На этот раз они спрашивали у людей о том, как они относятся к журналистам. Ответы прозвучали как крайне позитивные, так и резко негативные, но общая оценка получается довольно неоднозначной. Люди отмечают как большие достоинства этой профессии, так и значительные ее недостатки. Так или иначе, мы четко увидели представление о журналистике у простых людей и поняли, над чем нам предстоит поработать.

Далее мы обсудили новостную программу «События» на телеканале «ТВЦ», и результаты данного исследования тоже не могут не радовать. Позитивные и негативные новости здесь присутствуют примерно в одинаковом количестве, а если иногда негатив и перевешивает, то не критически. Самыми популярными темами оказались, как ни странно, Украина и Сирия. И если про первую говорят в основном в негативном ключе, то материалы про вторую, напротив, крайне положительные, поскольку повествуют в основном об успехах наших вооруженных сил и о гуманитарной помощи стране от России.

В противовес телевидению немного затронули и новостные интернет-проекты. В частности, рассмотрели YouTube-канал «Неновости», который как раз специализируется на позитивных новостях и отличается их крайне эмоциональной и интересной подачей, а также способствует заметному расширению кругозора. 

Очень здорово, что интернет позволяет создавать нечто подобное самостоятельно, и успех данного формата говорит о наличии у людей спроса на подобный контент. Смотреть новости с улыбкой на лице намного приятнее и интереснее, ведь они не только помогают тебе быть осведомленным обо всех самых важных событиях, но и заряжают энергией и позитивом, чего в нашей жизни никогда не бывает в избытке.

Социальная-ответственность-журналистики3.jpg

Далее было представлено исследование новостных программ телеканала «Россия 1», в основе которого лежало выявление закономерностей в соотношении позитивных и негативных новостей в зависимости от времени выпуска передачи в эфир. Так, утром хороших новостей на канале обнаружилось очень много (что, в общем-то, свойственно большинству утренних программ), днем их стало заметно меньше, но баланс еще более-менее сохранялся, а вот вечером, в прайм-тайм, отыскать позитив в новостях оказалось трудом, равносильным поиску иголки в стоге сена, хотя он все же немного присутствует. Проблема же в том, что в целом за день позитивных материалов достаточно много, но в этом в основном заслуга утренних новостей, которые смотрят немногие. Днем же и вечером, когда большинство людей хотят узнать о происходящих в мире событиях, им очень трудно наткнуться хоть на что-то хорошее.

В завершение дискуссии мы обсудили со Светланой Георгиевной, почему же это происходит, систематизировали все сказанное, поговорили о том, почему на телевидении так много новостей про Украину и Сирию, а главное – увидели закономерности в появлении в СМИ различных тем, которые способствуют возникновению у людей определенных мыслей и эмоций, а следовательно, проследили реальное влияние информации и способов ее подачи на сознание зрителей.

Это занятие помогло нам понять, как и почему отбираются темы для освещения новостей, проследить реальные проблемы существующей системы, а также подумать над тем, что с этим можно сделать. Мы осознали, какая значительная власть в наших руках как будущих журналистов и в то же время какая это огромная ответственность. Вопрос теперь лишь в том, как с этим справляться, но для понимания этого нам и нужен такой предмет, как «Социальная ответственность журналистики». 

Андрей Ласкин, студент 1-го курса факультета журналистики 


Просмотров: 1278

Возврат к списку

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
08 ИЮНЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее