вернуться

«Одно нажатие - и ты труп!»

Серёгин СергейНацеленное дуло винтовки с оптическим прицелом пристально смотрело в объектив. Оно находилось в считанных миллиметрах от фотографа. Меня одолело необычайно холодное, даже мертвенное чувство неизвестности. На дальнем плане стоял престарелый мужчина южной внешности, держащий то самое оружие. В его взгляде, полном решимости, чётко читалось: «Одно нажатие - и ты труп!». Вдали равнодушно стояли его соотечественники и в жадном ожидании смотрели на всё происходящее, будто шла обычная съёмка боевика. Это не было постановочным черно-белым фото, а реальные 90-е годы в Чечне.

Именно эта фотография приковала мой взор к экрану монитора так, что я забыл не только об обсуждении, которым мы были заняты секунду назад, но улетучились даже и мысли, которые до этого бродили у меня в голове. Сердце замерло, время остановилось. Стало по-настоящему страшно, будто фотограф – ты сам, и только ты являешься не только автором, но и одним из главных участников происходящих событий!

Далее на мониторе возник момент взрыва какого-то объекта. Штурм всемирно известной Останкинской телебашни. Все эти кошмары из жизни людей 90-х годов наглядно отразили фотомастерство невероятно коммуникабельного человека - Марка Штейнбока, который непринужденно, с иронией в голосе и улыбкой на лице рассказывал о разных ситуациях, в которые он попадал. По ходу мастер-класса Марк Григорьевич давал будущим фотографам и журналистам советы, иллюстрируя их конкретными примерами.

«При съемке людей очень важно общение с ними» - цитата, которая особенно запомнилась мне. Действительно, многие фотографы согласятся, что без взаимосвязи между фотографом и главным героем фотоистории редко получаются удачные кадры. Если фотограф смог найти и подобрать ключик к объекту фотосъемки, то весь процесс пройдет идеально.

...Но тут на экране возникло не менее устрашающее и ужасающее фото: маленькая тюремная камера, на дальнем плане металлическая решетка, а крупный план «украшает» фигура узника, которая находилась в звериной, непонятной с первого взгляда позе: будто он в припадке и в следующую секунду бросится на рядом находящихся людей. Из объяснений Марка Григорьевича мы поняли, что человек на фото – не кто иной, как Андрей Чикатило! «Две вещи меня заинтересовали на этой встрече: мои собственные эмоции во время и после встречи, а еще я обратил внимание на его руки… они были нечеловечески огромными и по-настоящему звериными, и я захотел как-нибудь это отразить на фото…. Я задал ему вопрос: «Как вы поддерживаете себя в форме в столь узкой камере?» и на ответ: «выполняю физические упражнения», попросил его продемонстрировать это. Он встал на мостик, и получилось то, что мы видим». Этим рассказом Марк Штейнбок смог убедить нас в том, что даже в самой странной, жуткой или непонятной ситуации общение с объектом фотографии важно для достижения желаемых результатов. Кстати, это был пример уже постановочной съёмки.

После этих двух фото мой личный миф о том, что постановочную съемку легко можно отличить от непостановочной, рассыпался в прах.

В 2000-е Марк Григорьевич из «Огонька» перешел в «7дней». Последовал ряд обложек популярного журнала, с которых нам приветливо улыбались звезды шоу-бизнеса. Марк Григорьевич рассказывал историю каждой фотографии, давал практические советы по съемке постановочных фото в жанре интерьер-портрета. Не был забыт и предыдущий совет про общение, но в теперешних фото мы уже видели не эмоции и переживания тех лет, а гламурную и красивую жизнь знаменитостей. «Это уже была другая история, тут вы не увидите фотомастерства…» - с грустью закончил Марк Григорьевич Штейнбок.

Студент 2 курса факультета журналистики ИГУМО

Сергей Серёгин 

06.03.2014
Просмотров: 975

Возврат к списку

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
08 ИЮНЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее