Наши новости
подписатьсяНаши новости
подписаться
19 декабря 2016 г. на факультете фотографии прошло Зимнее портфолио-ревю 2016 года.
В этот раз впервые мы решили разделить студентов младших (1–2-й) и старших (3–4-й) курсов. Для младших портфолио-ревю прошло в уже привычном формате открытого анализа, когда студенты раскладывали свои работы в общем пространстве, а эксперты оценивали и комментировали их.
Для студентов старших курсов мы организовали персональные 20-минутные сессии с экспертами. Каждый студент мог выбрать трех специалистов для обсуждения. Это стандартный формат проведения портфолио-ревю – именно в такой форме оно проходит на крупнейших фестивалях мира.
По итогам обсуждения лучшей фотографией студента 1-го курса была признана работа Анны Андреевой. Анна снимала в студии факультета фотографии постановочный портрет, в котором ей удалось передать настороженное выражение лица модели. Свой проект она назвала «Окклюзия» (от лат. occlusio – сокрытие; англ. – occlusion) – термин, указывающий на какое-либо состояние, которое обычно открыто, а в определенный момент времени полностью закрыто. Этим образом студентка хотела передать, что Анастасия, которая стала моделью этого проекта, – закрытый человек и не выплескивает свои эмоции, сдерживая их внутри себя.
Автор фото: Анна Андреева, студентка 1-го курса факультета фотографии ИГУМО
Аня занимается портретной фотографией, особенно часто снимает детей (например, ее работа «Ожидание» заняла первое место на фотосушке, которую мы устраивали 22 октября).
Среди работ, представленных студентами 2-го курса, лучшим портфолио была признана подборка Лилии Джалавян на тему фуд-фотографии. Лилия давно увлекается фуд-фотографией и много сил и внимания уделяет этому виду съемки. Эксперты отметили, что все ее снимки хорошо скомпонованы и продуманы. У Лилии уже есть свой узнаваемый стиль – все ее работы решены в ярких и насыщенных цветах, всегда очень жизнерадостны и реалистичны. Кроме того, эксперты отметили очень хорошо продуманную композицию и работу с деталями.
Автор фото: Лилия Джалавян, студентка 2-го курса факультета фотографии ИГУМО
Дмитрий Музалев, стрит-фотограф
Среди интересов первокурсников преобладают портретная съемка и съемка мероприятий (чаще всего концертов). Изредка встречаются уличная фотография и репортаж. Стрит-фотография не слишком удачна – очень большая дистанция до объекта съемки, отсутствие четкого акцента, который помог бы определить, ради чего сделан кадр, люди, как правило, сняты со спины или почти со спины. Сам выбор людей для съемки кажется случайным. Исключением стали две работы: фотографии Ирины Гуры (1-й курс) и Анастасии Путинцевой (2-й курс).
Автор фото – Ирина Гура, студентка 1-го курса факультета фотографии ИГУМО
Автор фото – Анастасия Путинцева, студентка 2-го курса факультета фотографии ИГУМО
Портреты в целом довольно слабые. Многие выполнены технически достаточно грамотно, но сказывается неумение работать с моделью. Основные проблемы: неловкие позы и неестественные лица. Однако фотография Анны Андреевой выделяется – она показывает уверенную релизацию конкретной авторской идеей и достойную работу в студии. Удачные портретные фотографии также у Марии Пачиной и Елизаветы Алфёровой.
Автор фото: Мария Пачина, студентка 1-го курса факультета фотографии ИГУМО
Автор фото: Елизавета Алфёрова, студентка 1-го курса факультета фотографии ИГУМО
На втором курсе происходит более отчетливая специализация, появляются новые темы. Уровень работ подрастает. Особенно хочется отметить фотографии Дарьи Шевченко и Валентина Фёдорова.
Автор фото: Дарья Шевченко, студентка 2-го курса факультета фотографии ИГУМО
Автор фото: Валентин Фёдоров, студент 2-го курса факультета фотографии ИГУМО
Третьекурсники пытаются делать осмысленные проекты, думают о развеске и компоновке картинок друг с другом, и у каждого в активе есть 1–2 отличных кадра. Замечательные фотографии есть у Григория Скакуна и Ольги Краснобай.
Прекрасная работа у Александры Калининой. Продуманная тональность, хорошая компоновка и жестокий (почти невозможный) ход с поручнем, разрезающим голову девочки на уровне ее глаз, вызывают у зрителя сильный эмоциональный отклик.
Ляля Гарбуз, семейный фотограф, посол компании Nikon
В первую очередь хочется обратить внимание студентов на качество печати фотографий для портфолио-ревю. Многие работы были напечатаны на принтере, что сказалось на цветопередаче и контрасте и испортило общее впечатление от снимков.
Черно-белые фотографии лучше печатать на матовой бумаге и плоттере, потому что при таком способе печати фотография гарантированно будет черно-белой, без розовых или зеленых оттенков. Цветную фотографию профессионалы советуют печатать химическим способом на матовой бумаге или silk, потому что на плоттере возможны сюрпризы с цветопередачей и контрастом. Печатать фотографии лучше в профессиональных лабораториях.
Печать и подача работы (оформление, название, краткое содержание) не менее важны, чем сама фотография. Иногда оригинальное название может добавить балл и обеспечить победу.
Вы пока только в начале обучения, поэтому недочетов и ошибок не избежать. Пожалуйста, принимайте критику с достоинством, пусть она послужит стимулом к вашему дальнейшему профессиональному росту.
Всем, кто планирует заниматься портретной фотографией, советую посмотреть альбомы Анны Лейбовиц, Питера Линдберга и других известных фотографов, снимающих знаменитостей для Vogue. Их фотографии послужат для вас ориентиром. Конечно, не нужно слепо копировать чужие работы, пусть они вас вдохновляют, учат чувствовать кадр, композицию, заставляют вас больше снимать и работать над улучшением своих снимков. Избегайте закрытых и «деревянных» поз, старайтесь схватить и передать характер человека через взгляд, жесты, движения.
Елена Петрова, тревел-фотограф, блогер, посол компании FujiFilm
Несколько советов студентам по результатам портфолио-ревю.
1. Внимательно относитесь к печати фотографий. Очень многое в фотографии зависит от правильного цвета и контраста. Фотограф знает и представляет, как должно быть, но зритель видит только то, что есть на снимке. А значит, изображение должно максимально точно отражать задумку автора.
2. Старайтесь смотреть на фотографию глазами постороннего человека. Тут может помочь совет дать фотографии «отлежаться» несколько дней-недель-месяцев. Потому что мозг фотографа инертен, он знает, как было на самом деле, знает, где что было и что он хотел сказать. Зритель видит фотографию в первый раз, и его не волнует, какие сложности и трудности были у фотографа. У вас не будет возможности оправдаться «а тут был забор, я не мог отойти в сторону» – зритель просто пройдет мимо.
3. Пробуйте разные варианты кадрирования и композиции, пытайтесь снимать один и тот же сюжет с разных ракурсов, смотрите и сравнивайте. Ждите подходящего момента и пытайтесь передавать эмоции.
Наталья Драчинская, семейный фотограф, преподаватель факультета фотографии ИГУМО
Из положительных моментов отмечу, что у всех студентов есть заметный прогресс в подготовке к портфолио-ревю. Первокурсники сконцентрировались на 1–2 жанрах, в которых собираются развиваться. Четвертый курс показал продуманные арт-проекты. За очень редким исключением все принесли свои работы в печатном виде.
Из отрицательного. Во-первых, почаще надо задавать себе вопрос: «Зачем?» Зачем эта фотография в моем портфолио? Что она к нему добавит? Зачем мне два почти одинаковых кадра? Зачем я перевел эту фотографию в ч/б? Вопрос «Зачем?» очень полезный не только при подготовке к ревю. Во-вторых, вопрос качества печати по-прежнему актуален, у некоторых ребят фотографии были плохо напечатаны, и это испортило впечатление от работ.
В целом вектор улучшений задан хороший. С нетерпением ждем весеннего портфолио-ревю.
Автор фото: Александр Сафронов, студент 1-го курса факультета фотографии ИГУМО
Работы студентов 3-го и 4-го курсов смотрели разные эксперты, поэтому выбрать лучшие мы доверили Ирине Чмырёвой, куратору и искусствоведу. Она просмотрела все проекты и написала комментарий к лучшим работам.
Автор фото: Александр Сафронов, студент 1-го курса факультета фотографии ИГУМО
Среди студентов 3-го курса Ирина Чмырёва особенно обратила внимание на портфолио Александры Калининой, отметив в ее работах «соединение поэтического языка документальной и жанровой фотографии с естественным владением аналоговым процессом черно-белой фотографии».
На 4-м курсе лучшими были признаны работы Анны Власовой. Отмечены точность формулировок, фиксация движения модели в процессе съемки, пластичность отбора и ясность формального представления результатов проекта. В сериях снимков, снятых во дворе дома художницы и посвященных памятникам космосу, радует целостность представления проекта на всех этапах работы. В целом прослеживаются поливариативность высказываний и узнаваемая авторская интонация во всех фотографиях».
Мастерская Алексея Филькова в ИГУМО
«Взгляд»: выставка лучших дипломных работ института фотографии
Как оставаться на одной волне со студентами? Конференция
ИГУМО – партнер Школы креативных индустрий
Алексей Фильков о киноискусстве, режиссуре, сценарии
ИГУМО – участник выставки «ВЫПУСК'24» в Зарядье
Известный фотограф Вивиан дель Рио в ИГУМО
PowerPoint Party в ИГУМО