Полет в иной мир

Колледж МКИК
Международный колледж
искусств и коммуникаций

Полет в иной мир

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Полет в иной мир

12 апреля, в День космонавтики и авиации, состоялась экскурсия группы студентов 1-го курса факультета иностранных языков ИГУМО в Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

В первой части экскурсии ее участники познакомились с историей Спасо-Андроникова монастыря и самого музея. На занимаемой музеем территории находится древнейший сохранившийся храм Москвы – белокаменный Спасский собор, расписанный преподобным Андреем Рублевым. Ранняя история монастыря связана с именами святителя Алексия, митрополита Московского, преподобного Сергия Радонежского и его ученика – преподобного Андроника. Согласно житийным текстам, монастырь был заложен по инициативе святителя Алексия после его возвращения из Константинополя (Царьграда) в середине XIV в. Игуменом монастыря по просьбе святителя Алексия был поставлен ученик преподобного Сергия Радонежского Андроник. Найдя «место угодно», митрополит передал монастырю вместе с иконой необходимые средства и воздвиг собор во имя Спаса Нерукотворного.

В конце XIV – первой половине XV в. в монастыре работали величайший русский иконописец Андрей Рублев и его давний напарник – художник-инок Даниил Черный. Здесь же Рублев скончался и был похоронен в 1427 или 1430 г.

Полет в иной мир

Росписи художника погибли после очередного пожара в XVIII в. О его работе в соборе напоминают лишь небольшие фрагменты орнамента в восточных алтарных окнах.

Новая яркая страница в истории монастыря была связана с именем великого князя Ивана III, «Повелением» которого в 1504–1506 гг. здесь была возведена каменная трапезная палата.

В XVI–XVIII вв. в монастыре шло каменное строительство – появились стены и башни, надвратная Рождественская церковь и несколько корпусов.

В конце XVII – начале XVIII в. монастырь был связан с родом Лопухиных. По инициативе первой супруги Петра Великого царицы Евдокии Федоровны в 1690-е годы к трапезной палате пристроили многоярусный храм Архангела Михаила. На территории монастыря похоронены некоторые представители древнего боярского рода Лопухиных.

В 1918 г. Спасо-Андроников монастырь был закрыт.

Полет в иной мир

В 1947 г., в год празднования 800-летия Москвы, было принято решение об открытии на территории монастыря Музея имени Андрея Рублева. К моменту основания музея монастырь был полностью разорен, музейную коллекцию собирали буквально по крохам. Тем не менее через 13 лет, 21 сентября 1960 г., музей был открыт.

Основная часть экскурсии, естественно, была посвящена осмотру коллекции произведений древнерусской иконописи XIII–XVII вв., которая составляет большую часть экспозиции.

Кстати, именно этим обусловлен заголовок данной статьи – «Полет в иной мир». Слово «икона» в переводе с греческого означает «образ». Образ того, к кому мы прибегаем с молитвой, образ мира горнего. Взирая на икону, мы видим в ней Самого Спасителя, Божию Матерь или святых угодников. Икона в православной традиции – это окно в иной мир, вход в другое измерение бытия, мистический посредник между миром земным и миром небесным. По словам отца Павла Флоренского, святая икона и святая жизнь – есть нечто, «имеющее иную реальность“, в иной плоскости бытия пребывающее. Икона, образно говоря, – это богословие в красках, запечатленная молитва. Иконописный образ оказывает огромное влияние на верующих. Икона помогает молиться, ощутить весь мир Православия.

По словам святого праведного Иоанна Кронштадтского, любая икона глубоко символична. Для того чтобы приблизиться к пониманию икон, надо видеть их глазами верующего человека, для которого Бог – несомненная реальность при всей Его непостижимости и недоступности. “Иконы требуются нашею природою… может ли природа наша обойтись без образа? Можно ли вспомнить об отсутствующем, не вообразив его? Не Сам ли Бог дал нам способность воображения? Иконы – ответ Церкви на вопиющую потребность нашей природы».

Перефразируя Иоанна Кронштадтского, можно сказать, что Музей имени Андрея Рублева – это удовлетворени существующей в человеке потребности в обретении ответов на вечные вопросы о смысле жизни и смысле смерти, о бессмертии, о том, что такое Россия и каковы ее место и роль в мировой истории и культуре. О том, что такая потребность есть, говорили лица и глаза студентов – участников экскурсии, которые с большим интересом слушали рассказ нашего экскурсовода о древнерусских иконах.

Самое раннее по времени создания произведение, представшее перед глазами студентов, – это относящаяся еще к домонгольской эпохе величественная поясная икона «Христос Вседержитель (Пантократор)».

Подлинным шедевром московской иконописной школы первой трети XV в. является образ Иоанна Предтечи, принадлежащий кисти одного из неизвестных современников преподобного Андрея Рублева. Облик Иоанна Крестителя захватывает выражением возвышенной одухотворенности и милосердной любви, соединением утонченной красоты и небесной просветленности.

Особое место в экспозиции музея принадлежит произведениям московской иконописной школы, связанным с именами еще одного великого художника конца XV – начала XVI в. Дионисия и его учеников. Среди них – иконы «Ветхозаветная Троица» и «Успение Богоматери».

Следующий этап истории русского искусства представлен произведениями эпохи Ивана Грозного, в частности иконами, написанными в царской и митрополичьей мастерских. Большое впечатление на ребят произвели яркий и выразительный образ «царского» святого – Иоанна Предтечи, а также список иконы «Богоматерь Владимирская», сделанный приблизительно в начале 1570-х годов.

Рассказывая об иконописи XVII столетия, Дмитрий Николаевич (наш экскурсовод) особое внимание уделил произведениям мастеров Оружейной палаты Федора Зубова, Кирилла Уланова, Тихона Филатьева. Он обратил внимание студентов ИГУМО на то, что в русском искусстве того времени отчетливо прослеживается влияние западноевропейской ренессансной традиции.

В третьей части экскурсии лингвисты-первокурсники ИГУМО познакомились с коллекцией монументальной живописи, в которой выделяются два образа святых, относящиеся к остаткам знаменитой росписи церкви Спаса на Нередице близ Новгорода, созданной в 1199 г. и разрушенной немцами во время Великой Отечественной войны.

Таким образом, 12 апреля студенты Института гуманитарного образования и информационных технологий совершили очередной полет, очередное погружение в бесконечный и удивительный мир русской истории и русской культуры. Как всегда, продолжение следует. В самое ближайшее время представителей студенческого братства ИГУМО ждут новые путешествия в прошлое нашего Отечества.

Начальник отдела по воспитательной работе ИГУМО С.Ю. Разин


Просмотров: 1683

Возврат к списку

ректор.jpg
Ректор МКИК
Волынкина
Марина
Владимировна
Наш Инстаграмм Сообщество в ВКонтакте Сообщество в Фейсбуке Наш телеграмм-канал

© 2024 МКИК. Все материалы созданы студентами и сотрудниками МКИК





поделиться страницей:
Узнайте больше
Международное
сотрудничество
Наш
фотоальбом
Приемная
комиссия
Образовательная
экосистема ИГУМО
О МКИК Приемная комиссия Государственная аккредитация Кабинет студента Карьера в МКИК Контакты
Наш Инстаграмм Сообщество в ВКонтакте Сообщество в Фейсбуке Наш телеграмм-канал

© 2024 МКИК. Все материалы созданы студентами и сотрудниками МКИК