вернуться

Мир психоанализа

Мир психоанализа

Мир психоанализа

Психоанализ: в поисках гармонии

Психоанализ возник на заре ХХ в. благодаря таланту и усилиям известного венского психиатра и психолога Зигмунда Фрейда. Это был революционный подход к пониманию многих психических феноменов. Объясняя природу человеческих чувств и переживаний, З. Фрейд «давал зеленый свет» терапевтическим методам, позволяющим помочь людям с самыми различными психологическими проблемами – от трудностей обыденной жизни до глубокой психопатологии. Он помог понять, что так называемый сознательный взрослый, более или менее успешно действующий в реальности, является только частью всей личности. Под его рациональным(логическим) уровнем всегда присутствует бессознательное (алогичное). З. Фрейд сумел показать, какое мощное влияние оказывают неосознаваемые мысли, чувства и скрываемые даже от самих себя желания и влечения на здоровье пациентов. Рациональное в каждом из нас подчинено принципу реальности. Оно, как правило, адекватно социальным эталонам поведения, а потому определенные шаги всегда соответствуют определенному времени. Бессознательное, напротив, подчинено социально отвергаемому, но все же властному принципу удовольствия; в нем нет причинно-следственных связей, нет противоречий, нет времени. Наиболее ярким примером проявлений бессознательного являются наши сновидения, в которых мы почти всегда сталкиваемся с персонажами и событиями, в реальной жизни несовместимыми и даже несуществующими.

В процессе психоанализа бессознательное пациента становится доступным для самонаблюдения, осознается. Открывается и воспринимается глубинная сущность каждого из нас, в результате чего происходит исцеление, облегчение страданий, а значит – духовный рост.

Основной предпосылкой психоанализа является идея о том, что психика человека имеет сознательную и бессознательную части. Психоаналитик не считает сознание сутью психики. Он исходит из того, что бессознательные влечения и желания предопределяют мышление и поведение человека. Уходя своими корнями в травмирующие психику ребенка переживания детства, бессознательные влечения и желания сексуального и агрессивного характера приходят в столкновение с существующими в обществе нравственными и культурными нормами, порождая тем самым внутрипсихические конфликты. Разрешение этих конфликтов осуществляется путем вытеснения из сознания травматических влечений и желаний. Они не исчезают бесследно, а лишь загоняются в глубины человеческой психики, а значит, так или иначе, рано или поздно могут дать о себе знать. Однако благодаря механизмам сублимации (переключениясексуальной энергии на социально одобренные цели) эти «отклонения от нормы» могут выливаться в художественное творчество. Но далеко не все люди обладают подобной способностью. Вытесненные влечения и желания могут подтолкнуть человека к «бегствув болезнь», к возникновению психических расстройств, вызванных как внешними, так и внутренними факторами, предопределившими невротический способ разрешения стоящих перед человеком проблем и противоречий жизни. Это приводит к трудностям в отношениях, депрессиям, склонностям к асоциальному поведению, алкоголизму, наркомании, фобиям, навязчивым действиям, паническим атакам и т.д.

Психоанализ ставит своей задачей выявление смысла и значения бессознательного в жизни человека, раскрытие и понимание механизмов функционирования человеческой психики. Этому способствуют различные психоаналитические предположения, допущения, гипотезы и идеи, согласно которым в психике нет ничего случайного, психическая жизнь является функцией аппарата, ответственного за регуляцию психических процессов, направленных на устранение тревог.

Одним из базовых открытий З. Фрейда было открытие детской сексуальности. Он обнаружил, что с самого рождения человеческий младенец нуждается не только в удовлетворении его физических потребностей, но и в чувственном наслаждении. Например, для него важно не только насыщение (физическая потребность), но и присутствие матери: звучание её голоса, ощущение тепла и запаха материнского тела, а также стимуляция слизистой оболочки рта, которая приводит к разрядке психического напряжения, аналогичной оргазму у взрослого человека. В различные периоды развития у ребенка существуют особые способы получения наслаждения. В зависимости от доминирования эрогенной зоны выделяют оральную, анальную, фаллическую и генитальную фазы психосексуального развития. На каждой из этих фаз происходят качественные изменения в душевной жизни в целом. Для оптимального развития необходимо избегать как чрезмерной стимуляции этих зон, так и фрустрации чувственного наслаждения. Например, недостаток стимуляции может привести в дальнейшем к бедности фантазийной жизни вообще, а в крайне тяжелых случаях – к развитию серьезных психических и психосоматических расстройств. Избыток стимуляции также крайне нежелателен. У маленького ребенка нет ещё средств, чтобы справиться с большим количеством возбуждения, поэтому он может чувствовать себя скорее соблазненным, встревоженным и рассерженным, нежели удовлетворенным. И то, и другое ведет к задержкам и искажениям психического развития, которые находят свое выражение в различных психических расстройствах (неврозах, личностных расстройствах, перверсиях и психозах).

По мнению З. Фрейда, в своей терапевтической деятельности психоаналитик по-разному служит пациенту: в качестве авторитета и заместителя его родителей, учителя и воспитателя; он помогает поднять психические процессы до нормального уровня, преобразовать бессознательное и подавленное в предсознательный материал. Стратегия психоаналитического лечения базируется на том, что, по выражению З. Фрейда, «врач-аналитик и ослабленное Я его пациента, основываясь на реальном внешнем мире, должны объединиться против неприятеля – инстинктивных требований и сознательных требований Сверх-Я».

По мере развития теории и практики психоанализа эта техника менялась. Первоначально во время катартического лечения целью терапии было разъяснение смысла симптомов. Затем в центре внимания оказалось раскрытие комплексов. Потом основными задачами психоаналитического лечения стали выявление и преодоление различных видов сопротивления, работа с переносом, неврозом переноса и контрпереносом. Наконец, психоаналитическая техника претерпела некоторые модификации в зависимости от формы болезни (невроза, психоза, шизофрении, нарциссического невроза и др.), преобладающих влечений у больных и структуры характера. Психоанализ – это уникальный подход к проблемам людей, их переживаниям.

Как без зеркала мы не можем увидеть некоторых частей своего тела, так и без психотерапевта-аналитика нам не дано разглядеть глубинные пласты нашей памяти, обратиться к сущности наших тайных чувств и переживаний. Психоанализ не для примитивных и толстокожих, они не испытывают в нем потребности. Только людям, чей внутренний мир тонок, знакомы такие чувства, как печаль и раскаяние, поиски смысла и потребность в понимании. Психоаналитик не дает конкретных рекомендаций (советов) относительно того, как человек должен управлять своей жизнью или решать свои проблемы. Задача психоаналитика – помочь понять, по каким внутрипсихическим законам человек решает свои жизненные проблемы, почему развитие событий не приносит удовлетворяющего результата. Приглашая пациента к разговору, психоаналитик предлагает безопасный способ вскрыть глубинную суть психических проблем. Он даёт человеку уникальную возможность заново пережить свою личную историю, по-новому взглянуть на неё и найти связь между своим прошлым и конфликтами в настоящем, одновременно предотвращая их в будущем.

О психоанализе можно писать под разными углами зрения; раскрывать модификации его теоретических постулатов и вариации в технике в зависимости от психоаналитической школы. Однако, как бы вы глубоко ни интересовались теорией психоанализа,«готового рецепта» вы так и не найдете. Психоанализу невозможно научиться по книгам или лекциям. Психоанализ – это то, что возникает в кабинете психоаналитика, это все чувства и фантазии, которые каждый человек вновь переживает, соприкасаясь с другим человеком – аналитиком, специально подготовленным для того, чтобы жизнь пациента стала гармоничной и более осмысленной.

***

Мир психоанализа многогранен. Даже беглое знакомство с ним займет у вас немало времени. Для того чтобы почерпнутые знания выстроились в стройную систему, потребуется умение не просто анализировать, но и структурировать их. В целях оптимизации самостоятельной работы слушателей курсов по психоанализу специалисты факультета психологии ИГУМО готовы уже сейчас дать профессиональную консультацию с рекомендациями по составлению конспекта.

Итак, что вам необходимо усвоить при изучении литературных источников, материя которых должна лечь в ваш собственный конспект?

Конспект представляет собой не изложение текста работы Зигмунда Фрейда (хотя даже дословное переписывание его приносит свою пользу в силу эффекта наложения содержания работы на сферу неосознаваемых моторных реакций), а тезисно выраженную основу его обсуждения. Более того – вернувшись к разобранному тексту и его конспекту через какое-то время, вы убедитесь, что конспект – это прежде всего форма вашего самопознания, акцентировка собственных размышлений в контексте мыслей Зигмунда Фрейда.

Поскольку Зигмунд Фрейд не писал учебников по психоанализу, каждая из предложенных к рассмотрению его работ нуждается в специфическом аналитическом прочтении, даже ряде прочтений, совокупным результатом которых, выраженным в систематизированном виде, и выступает конспект.

Структурно идеальный конспект распадается на три раздела.

1. Начинаться он должен с резюме ознакомительного прочтения с обязательной фиксацией всех ваших замечаний и ассоциаций общего характера, выходов к контексту истории личного саморазвития Зигмунда Фрейда и истории развития психоанализа. Особо следует отметить тот жанр, в котором написана работа, обоснование ее структурного построения, ее основные посылы, способы доказательства и, конечно, выводы. Начало конспекта обязано дать ответы на вопросы «О чем этот текст в целом говорит?» и«Почему и зачем он написан?». И если сам по себе конспект – это своеобразная партитура выступлений слушателя на данном семинаре, то обсуждение и координация вариантов резюме в начале каждого занятия служат цели настройки всей группы на определенный тон в рассуждениях. Если этого не произойдет, то никакой дирижер-преподаватель на сможет предотвратить какофонии.

2. Вторая часть конспекта представляет собой последовательное (по главам) изложение основных мыслей и формулировок рассматриваемой работы, сопровождаемое вашими комментариями, связанными с пониманием материала, введением его в контекст логики становления классического психоанализа, отношением к методам его обоснования и личностной реакцией«приятия/неприятия». Для удобства пользования конспектом рекомендуется вести его на листах бумаги, разделенных вертикальной линией, и записывать справа выдержки из текста Зигмунда Фрейда, а слева – ваши комментарии.

Особое внимание следует обращать на свои эмоциональные формы реагирования при чтении (раздраженное несогласие, смех, любопытство, сонливость и пр.), которые следует обязательно отметить для совместного обсуждения в семинарской группе.

3. Третью, заключительную часть конспекта следует посвятить кратким тезисным ответам на тематические вопросы программы семинарского занятия, а также мыслям и аргументам, связанным с предложенными темами для дискуссий. Для этого потребуется еще одно сквозное прочтение разбираемого произведения с помощью уже составленного конспекта, на нумерованные страницы которого следует ссылаться при необходимости цитирования. Используя фактор аффективной заразительности, можно применить самоанализ Зигмунда Фрейда, его отреагирование очередного мучительного воспоминания, переживания или состояния в целях косвенного самопознания. Завершить конспект следует вашим выводом о практическом значении данной работы, перечислением и комментированием тех практических рекомендаций, которые вытекают из анализа данного текста и направлены на снятие того или иного неврозогенного фактора нашего существования.

Порядок написания и проверки рефератов по психоанализу

1. Письменная работа (реферат) представляет собой результат самостоятельного исследования слушателя, демонстрирующий степень усвоения им психоаналитической теории и терминологического аппарата, изучаемого материала, а также знакомство с современной отечественной и зарубежной литературой по избранной теме.

Целью написания слушателями реферата является демонстрация адекватного понимания прослушанных лекционных курсов и рекомендованной литературы, а также способности творчески их интерпретировать.

2. Тематику реферата слушатели избирают самостоятельно в пределах перечня рекомендованных и перечисленных в программе тем. При желании слушателя выбрать тему письменной работы самостоятельно это необходимо согласовать с тем преподавателем, которого слушатель избрал для научного руководства.

3. Объем реферата не должен превышать 20 машинописных страниц. Структура реферата обязательно должна включать введение(формулировку исследовательской задачи), изложение проработанной литературы, собственный анализ проблемы и заключение(формулировку основных выводов). Непременным условием правильного оформления письменной работы являются титульный лист, оглавление, полный список использованных источников и наличие в тексте аппарата сквозного цитирования.

Литература

История психоаналитического подхода

1. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней. М.: Прогресс-культура, 1995.
2. Вительс Ф. Фрейд, его личность, учение и школа. Л., 1991.
3. Дадун Р. Фрейд. М., 1994.
4. Джонс Э. Жизнь и творения З. Фрейда. М.: Гуманитарий, 1997.
5. Овчаренко В. И. Психоаналитический глоссарий. Минск: Высш. шк., 1994.
6. Сартр Ж.-П. Фрейд. М., 1992.
7. Фрейд З. Очерки истории психоанализа. Тбилиси: Мерани, 1991.
8. Шерток Л., Соссюр Р. Рождение психоаналитика. М., 1992.
9. Энциклопедия глубинной психологии: В 4 т. Т. 1. З. Фрейд. Жизнь. Работа. Наследие. М.: MGM-Interna, 1998.

Психоаналитические теории развития личности

1. Адлер А. Наука жить. К.: Port-Royal, 1997.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.
4. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл, 2007.
5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
6. Выготский Л. С. Проблема возраста // Выготский Л. С. Психология. М.: ЭКСМО, 2000.
7. Кон И. С. В поисках себя. М., 1984.
8. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1978.
9. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. М.: Смысл, 2001.
10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004.
11. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.
12. Мауди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб.: Речь, 2002.
13. Олпорт Г. Становление личности. М.: Смысл, 2002.
14. Психология личности: Хрестоматия: В 2 т. Самара, 1999.
15. Райгородский Д. Я. Психология личности: В 2 т. Самара, 1999.
16. Реан А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. СПб., 2004.
17. Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия. М.: Апрель Пресс; ЭКСМО, 2002.
18. Роджерс К. Становление человека. Взгляд на психотерапию. М.: ЭКСМО, 2001.
19. Франкл В. Доктор и душа. СПб: «Ювента», 1997.
20. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1991.
21. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: «Просвещение», 1989.
22. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб; М.: «Прайм-ЕВРОЗНАК»; «ОЛМА-ПРЕСС», 2001.
23. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1995.
24. Фромм Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1990.
25. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.
26. Хорни К. Невроз и развитие личности. М.: Смысл, 1998.
27. Хъелл П., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследование и применение). СПб.: Питер, 1997.
28. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.
29. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс; Универс, 1993.

Теории психического аппарата

1. Блюм Дж. Психоаналитические теории личности. М.: Академический проект; 1999.
2. Виттельс Ф. Фрейд, его личность, учение и школа. Л., 1991.
3. Дадун Р. Фрейд. М., 1994.
4. Ключевые понятия психоанализа / Под ред. В. Мертенса. СПб., 2001.
5. Куттер П. Современный психоанализ. СПб., 1997.
6. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М., 1996.
7. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. СПб.: ВЕИП, 1995.
8. Сандлер Дж., Дэр Л., Холдер А. Пациент и психоаналитик. Воронеж, 1993.
9. Томе Х., Кехеле Х. Современный психоанализ. Т. 1. Теория. М.: Прогресс-Литера, 1996.
10. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы личности. М., 1993.
11. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989.
12. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993.
13. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
14. Юнг К. Психологические типы. М., 1995.

Психология бессознательных психических процессов

1. Касаткин В. Н. Теория сновидений / 2-е изд. Л.: Медицина, 1972.
2. Ковальзон В. М. Природа сна // Природа. 1999. № 8. С. 36–45.
3. Современная теория сновидений / Под ред. С. Фландерс; пер. с англ. М: АСТ; Рефлбук, 1998.
15. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. М.: Прогресс-Литера, 1996.
4. Урсано Р. и др. Психодинамическая психотерапия: Краткое руководство. М.: Российская психоаналитическая ассоциация, 1992.
5. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989 (лекции 5–15, 29, 30).
6. Фрейд З. Толкование сновидений. М.: Современные проблемы. 1999.
7. Фромм Э. Забытый язык. Введение в науку понимания снов, сказок и мифов. М.: Республика, 1992.

Теория объектных отношений

1. Байон У. Р. Нападения на связи // Антология современного психоанализа. М.: Институт психологии РАН, 2000. С. 261–272.
2. Балинт М. Базисный дефект. М.: Когито-Центр, 2002.
3. Блюм Дж. Психоаналитические теории личности. Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
4. Винникотт Д. Игра и реальность. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.
5. Стерн Д. Межличностный мир ребенка. СПб.: ВЕИП, 2006.
6. Столороу Р., Брандшафт Б., Атвуд Дж. Клинический психоанализ. Интерсубъективный подход. М.: Когито-Центр, 1999.
7. Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: Деловая книга. 1998.
8. Фрейд А. Психопатология детства и ее истоки // Фрейд А., Фрейд З. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. СПб.: ВЕИП, 1995.
9. Шпиц Р., Годфри В. Первый год жизни. М.: ГЕРРУС, 2000.

Основы детского психоанализа
Психология и психопатология материнского поведения

1. Беттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я. М., 2004.
2. Винникотт Д. Игра и реальность. М., 2002.
3. Винникотт Д. Семья и развитие личности. Екатеринбург, 2004.
4. Вульф М. В. Психология детских капризов. Одесса, 1929.
5. Гуг-Гельмут Г. Новые пути к познанию детского возраста. Одесса, 1926.
6. Дольто Ф. На стороне подростка. СПб.; М., 1997.
7. Дольто Ф. На стороне ребенка. СПб.; М., 1997.
8. Кляйн М. и др. Развитие в психоанализе. М., 2001.
9. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. Т. 2. М., 1999.
10. Фрейд А., Фрейд З. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. СПб., 1997.
11. Эткинд А. Эрос невозможного. СПб., 1993.
12. Юнг К. Г. Психология бессознательного. М., 1998.

Техника и практика психоаналитической психотерапии и психоанализа

1. Айсслер К. Влияние структуры Эго на развитие психоаналитической техники // Антология современного психоанализа. Т. 1. М.: Институт психологии РАН, 2000. С. 157–185.
2. Аммон Г. Динамическая психиатрия. СПб.: Речь, 1995.
3. Байон У. Нападения на связи // Антология современного психоанализа. Т. 1. М.: Институт психологии РАН, 2000. С. 261–272.
4. Балинт М. Базисный дефект. М.: Когито-Центр, 2002.
5. Винникотт Д. Игра и реальность. М., 2002.
6. Винникотт Д. Ненависть в контрпереносе // Эра контрпереноса: Антология психоаналитических исследований. М.: Академический проект, 2005.
7. Гринсон Р. Техника и практика психоанализа. Воронеж, 1994.
8. Калшед Д. Внутренний мир травмы. Екатеринбург; М., 2001.
9. Канн М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. СПб., 1997.
10. Кейсмент П. Обучаясь у пациента. Воронеж, 1995.
11. Кемпински А. Меланхолия. СПб.: Наука, 2002.
12. Кернберг О. Агрессия при расстройствах личности. М.: Класс, 2001.
13. Кернберг О. Отношения любви. М.: Класс, 2000.
14. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства: стратегии психотерапии. М.: Класс, 2000.
15. Когут Х. Анализ Самости. М.: Когито-Центр, 2003.
16. Куттер П. Современный психоанализ. СПб., 1997.
17. Куттер П. Элементы групповой терапии. СПб., 1998.
18. Лэнг Р. Расколотое Я. СПб., 1995.
19. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе. М., 1998.
20. Менцос С. Психодинамические модели в психиатрии. М.: Алетейа, 2001.
21. Решетников М. М. Психодинамика и психотерапия депрессии. СПб.: ВЕИП, 2003.
22. Рождественский Д. С. Начало психоаналитического процесса. СПб., 2006.
23. Рутан Дж., Стоун У. Психодинамическая групповая психотерапия. Гл. 1, 2. СПб.: Питер, 2002.
24. Сандлер Дж., Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик. Воронеж, 1993.
25. Соколова Е. Т., Чечельницкая Е. П. Психология нарциссизма. М.: Психология, 2001.
26. Спотниц Х. Современный психоанализ шизофренического пациента. Теория техники. СПб.: ВЕИП, 2005.
27. Столороу Р., Брандшафт Ю., Атвуд Дж. Клинический психоанализ. Интерсубъективный подход. М.: Когито-Центр, 1999.
28. Тайсон Ф., Тасон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург, 1998.
29. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. Т. 1. Теория. М.: Прогресс, 1996.
30. Тэхке В. Психика и ее лечение: психоаналитический подход. М.: Академический проект, 2001.
31. Урсано Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия. М., 1992.
32. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989.
33. Фрейд З. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993.
34. Фрейд З. Скорбь и меланхолия // Вестник психоанализа. 2002. № 1. С. 13–29.
35. Фуллер М. Шизофрения. М.: Алетейа, 2000.
36. Хайманн П. О контрпереносе // Эра контрепереноса. М., 2005. С. 239–247.
37. Шамов В. А. Основы группового анализа: Методическое пособие. СПб.: ВЕИП, 2009.
38. Этчегоен Г. Контрперенос // Эра контрепереноса. М., 2005. С. 71–147.

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
14 ДЕКАБРЯ В 12:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

IV Московский молодежный
фестиваль фотографии

Прием конкурсных работ до 03 февраля 2025 года

Подробнее

II Московский Фестиваль рекламы
для школьников «New Sparks»

Прием конкурсных работ до 30 марта 2025 года

Подробнее
Подать online-заявление