
Любая профессиональная сфера никогда не стоит на месте. Те направления, которые еще пару десятилетий назад невозможно было ни представить, ни реализовать, сегодня стали как никогда актуальны. Это связано в первую очередь со стремительным развитием информационных технологий, а также сфер предоставления услуг и всеобщим разделением труда. Подобные направления появились и в психологии. И нашим студентам как начинающим специалистам необходимо ориентироваться в тенденциях развития современного рынка труда.
Но какие же направления в деятельности психологов сейчас особенно востребованы? Возглавляет рейтинги актуального в сфере психологии стресс-менеджмент. Нередко в компании активно идут карьерные войны, возникают ссоры, что создает нездоровую атмосферу внутри коллектива. Именно для решения этих проблем и существуют специалисты по стресс-менеджменту. Безусловно, затруднения, с которыми приходится сталкиваться руководителям или рядовым сотрудникам, могут быть совершенно разными. Этим обусловлено и деление услуг на коучинг руководителя, тренинги для персонала, выравнивание микроклимата в коллективе. Давайте рассмотрим каждый из этих видов чуть подробнее.
Коучинг – это сопровождение, личное наставничество, тренерство. Руководителями или владельцами компаний становятся, как правило, люди незаурядные. Это яркие личности, умеющие достаточно успешно вести бизнес. Поэтому и к коучеру, или VIP-тренеру первого лица организации, предъявляются серьезные требования. Он должен быть профессионалом в своем деле, разбирающимся в вопросах не только психологии, но и имиджа, PR и т.д. Такой специалист не может быть ни членом команды, ни ее партнером. Это всегда сторонний консультант, работающий в условиях полной конфиденциальности, у которого нет мотивов влиять на решения своего клиента. Основная задача коучера – психологическая диагностика для определения базовых психологических преимуществ руководителя, выявления его успешных стратегий поведения, а наряду с этим и неуспешных, ограничивающих стратегий в целях их дальнейшей коррекции и компенсации.
Что же касается микроклимата в коллективе, то он зависит от очень многих факторов: как подобраны сотрудники в отдел, как строится процесс мотивации персонала, насколько личные цели работников согласуются с целями организации, какое внимание уделяется карьерному росту внутри компании. Все это можно назвать профилактическими мерами, позволяющими не допустить дестабилизации в коллективе и создать атмосферу доверия и взаимопомощи даже в сложных ситуациях.
Именно поэтому студенты факультета психологии ИГУМО в ходе обучения не только приобретают все необходимые профессиональные компетенции, но и знакомятся с новыми направлениями, актуальными в их будущей деятельности. Не стоит забывать, что востребован тот специалист, который всегда идет в ногу со временем.
Юлия Голованова, студентка 3-го курса факультета журналистики
30.04.2018