Наши новости
подписатьсяНаши новости
подписаться18 февраля 2010 года в Институте гуманитарного образования и информационных технологий прошло заседание круглого стола, за которым обсуждались проблемы профессиональной деятельности. Собственно, проблем как таковых в институте оказалось не так уж много – сказалась высокая активность профессорско-преподавательского состава, демонстрируемая в последние годы при оптимизации учебного процесса в институте. Хотя эта работа ведется методически, проведение таких встреч крайне полезно.
Эту позицию озвучил «идейный вдохновитель“ профессионального диалога – проректор по учебной работе Института гуманитарного образования и информационных технологий К.А. Магомедов.
Открыв заседание «круглого стола», он представил аудитории анализ практики проведения в институте открытых занятий за всю осеннюю сессию 2009/2010 учебного года. За последний семестр их было проведено около 80. Цифра впечатляет. Именно поэтому проректор решил проанализировать работу преподавателей, поделиться с собравшимися впечатлениями, высказать пожелания на будущее.
Наиболее эффективными лекциями, по его мнению, стали лекции с проблемной постановкой вопроса. Студенты института в этом случае сами включались в процесс освоения дисциплины. Из практических занятий «эксперту от ректората» импонировали те, где студентам предоставлялась возможность проявить индивидуальность. «Техника» проведения такого ПЗ достаточно проста(создание дилеммы при формировании ответа на вопрос, взятый из «гущи» современного социума). Пока такая методика апробирована далеко не всеми преподавателями Института гуманитарного образования и информационных технологий. Даже опытные преподаватели, излишне опекая студентов, привычно дают им, порой, готовые «рецепты» вместо того, чтобы научить мыслить и, следовательно, профессионально развиваться.
По мнению К.А. Магомедова, требуется и более четкая система определения заданий для самостоятельной работы студентов. В этом направлении уже многое сделано: созданы УМК, активизирован процесс обеспечения студентов института дополнительной литературой в том числе через электронную библиотеку. Следует отметить, что активное использование преподавателями ИГУМО мультимедийной техники также помогает студентам института сформировать интерес к занятиям.
Заведующая кафедрой рекламы и связей с общественностью факультета рекламы и PR Института гуманитарного образования и информационных технологий Е.Г. Ромахина выступила с сообщением «Вопросы мотивации в высшей школе». Она затронула проблему мотивации при получении теоретических знаний, заметно трансформировавшуюся под технологическое обучение.
Диплом или знания? Логика ответа очевидна, но сам ответ не всегда однозначен. Следовательно, усилия профессорско-преподавательского корпуса должны быть направлены на формирование у студентов системы ценностей, которые не позволят угаснуть внешнему интересу и будут способствовать его «переплавке“ в интерес внутренний. В ходе возникших дебатов по обозначенной теме прозвучали мысли о неустанном повторении для студентов истины: зачем им нужно полноценное образование?
Известную, но не теряющую актуальности проблему подняла зав. кафедрой русского языка и литературы факультета журналистики института Р.М. Козлова, акцентировав внимание коллег на профессиональных качествах преподавателя высшей школы. Почему у одного преподавателя на лекциях всегда «аншлаг», а у другого – перманентно пустая аудитория? Ответы из «азбуки» квалификации, но в суете будней она иногда забывается. Р.М. Козлова выделила несколько обязательных позиций:
-
привлекательный имидж (внешность, дикция, голос);
-
культура речи или «языковой паспорт» (грамотная, образная, логически выверенная речь);
-
умение вызывать доверие у студентов, что, в свою очередь, способствует созданию контакта с аудиторией;
-
харизма, наличие которой определяет, как правило, влюбленность преподавателя в свой предмет.
Эти составляющие профессии педагога высшей школы помогают сфокусировать внимание группы (известно, что решающими становятся первые 20 секунд, и, если они упущены, преподавателя ждет «гонка» за вниманием).
Опытом активных методов обучения, на примере факультета психологии Института гуманитарного образования и информационных технологий, поделилась О.М. Румянцева, доцент кафедры общей психологии. Вниманию участников круглого стола была представлена презентация, наглядно продемонстрировавшая динамику инновационного обучения, существенно изменившего традиционные методы преподавания в высшей школе. Еще раз была озвучена мысль о том, что движущая сила образовательного процесса – это интерес. Именно активные методы обучения способствуют его формированию. Прозвучало, на первый взгляд, парадоксальное, но заслуживающее внимания мнение о том, что заочному отделению, которое мы привыкли позиционировать как действующих практиков, не хватает часов, отведенных для практических занятий. Между тем, учебный процесс имеет свою логику: на лекциях происходит накопление знаний, на практических занятиях возникает обратная связь. О.М. Румянцева поделилась с участниками заседания опытом тренингов и психологическими проблемами, например, проблемой взросления личности. Завершила выступление короткая видеозарисовка о факультете психологии.
Инновационную тему «Интерактивная форма занятий (вебинар)» предложила к обсуждению зав. кафедрой бухучета и аудита факультета экономики и менеджмента Института гуманитарного образования и информационных технологий Г.В. Федорова. Преимущества указанного метода обучения, давно апробированного, к примеру в Америке, но достаточно вяло внедряемого в России, рассматривались «в связке» с возможностями привлечения в институт новых студентов. В качестве преимуществ, вызвавших наибольший интерес, назывались: достаточно «скромное» техническое оснащение рабочих мест для преподавателя и студента, минимизация затрат на обучение для самого студента, вовлечение в учебный процесс людей с ограниченными физическими возможностями, снятие географических барьеров. Однако, по мнению собравшихся, простор для использования на сегодняшний день дает только последняя позиция, благодаря которой мы можем активизировать идею «интеллектуальных мостов», в том числе с американской профессурой из университета, диплом которого можно получить в Институте гуманитарного образования и информационных технологий параллельно с базовым.
Кстати, как выяснилось, частично техники вебинара используются на факультете информационных технологий уже сейчас. В перспективе этот опыт можно использовать как современное дополнение к учебному процессу.
Аплодисментами отреагировали коллеги на эмоционально-окрашенное выступление зав. кафедрой этики и эстетики института А.В. Деникина. Он выступил с докладом о педагогической практике. Традиционно профессор опирался на опыт классической педагогики, щедро использовал цитаты, в которых заключена мудрость веков. Не оставив без внимания компетенции, формированию которых подчинены новые стандарты образования, он «привел к одному знаменателю» заинтересованность студентов в получении знаний и способность преподавателя поддержать своих студентов в процессе преодоления трудностей.
Завершил обсуждение темы встречи директор бизнес-школы ИГУМО Б.З. Зельдович, высказав мнение относительно порядка выработки креативной линии при организации обучения. При этом он говорил о двухсторонней креативности. По мнению профессора, с одной стороны, преподаватель должен развивать ситуативную форму обучения – это одна «сторона медали», с другой стороны – у студента должны гореть глаза от сознания, что он умеет создавать нечто ценное, зрелое. Опираясь на опыт бизнес-школы, Б.З. Зельдович подтвердил готовность факультета экономики и менеджмента Института гуманитарного образования и информационных технологий к замене традиционных дипломных проектов на законченные бизнес-проекты, профессионально разработанные и выполненные в соответствии с Госстандартами.
В процессе освещения тем в конференц-зале института возникали рабочие дебаты, озвучивались предложения. Главным итогом встречи стало ощущение, появившееся у каждого участника круглого стола, что он является членом большого, монолитного коллектива Института гуманитарного образования и информационных технологий.
Известный фоторедактор Андрей Поликанов в ИГУМО
В ИГУМО начала работать мастерская комикса Анастасии Воробьёвой
Съемка бэкстейджа и репортажа в культурном центре «Салют»
ИГУМО на Международном конгрессе архитекторов и дизайнеров
Студенты ИГУМО на выездном занятии в музее-усадьбе «Абрамцево»
Геометрия, искусство, дизайн: мастерская Ивана Егорова в ИГУМО
Команда ИГУМО на фестивале «Молодые фотографы России»
Фотографы ИГУМО на фотофестивале «СВЕТ И ЦВЕТ»