5–6 апреля 2013 г. в Москве состоялась V Межвузовская научная конференция «Проблемы исторического и теоретического религиоведения». Организаторами конференции выступили Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Институт философии, теологии и истории святого Фомы, Центр изучения религий Российского государственного гуманитарного университета и Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.
Среди названных научных и учебных учреждений Институт святого Фомы, возможно, несколько менее известен широкой публике. Тем не менее помимо фундаментальной образовательной программы (институт готовит бакалавров религиоведения) это учреждение известно также обширной издательской деятельностью в области истории философии, феноменологии, теологии, истории Церкви.
В первый день в учебном корпусе МГУ состоялось пленарное заседание, началась работа двух секций. Второй день конференции проходил в помещениях Института святого Фомы и состоял из двух пленарных заседаний и пяти секций.
В мероприятии приняли участие 110 ученых – от студентов московских вузов до докторов наук. Работа конференции была организована по тематическим секциям: «Философия религии», «История и теория религии», «Культурология и социология религии», «Религиозная философия», «Психология религии» и «Библеистика и иудаика».
Институт гуманитарного образования и информационных технологий в конференции был представлен докладом доцента кафедры общественных наук Е.Г. Бразуль-Брушковского на тему «Преодоление отчуждения человека и мира через трансцендентальные ценности».
Дело в том, что такое отчуждение по праву считается одним из самых серьезных «заболеваний» современного человека. Эта «эпидемия» включает отчуждение личности от мира культуры, мира духовности, мира в целом и, что, наверное, является самым страшным, от других людей. Межличностное отчуждение не просто действует деструктивно на социальную жизнь – оно разрушает самые основы общества.
Разрыв человека и бытия, обозначенный для философа или антрополога формированием сознания, а для христианина отраженный в событии грехопадения, увеличивался в европейской культуре вплоть до конца XIX в. и нашел закрепление в обосновании двух почти независимых сфер действительности: природы и духа. Преодолеть же этот разрыв оказалась способной феноменологическая философия, обогащенная философией жизни, – доктрина, стремившаяся реконструировать и, если необходимо, конституировать мир человека заново.
Однако самым интересным оказалось то, что этот союз не только стал действенным средством преодоления упомянутого отчуждения, но и без особых усилий привел своих создателей к пониманию трансцендентальной природы такого преодоления, заключающегося, в частности, в религиозном чувстве человека. Не только чисто интеллектуальное осмысление общественной природы человека, но и переживание единства человека и Бога (как результат внутреннего духовного опыта и совместного творения молитвы при отправлении богослужения) может быть источником переосмысления основ нашего жизненного мира.
Праздник Божьего Милосердия (в Католической Церкви он отмечается в первое воскресенье после Пасхи), накануне которого и проходила конференция, напомнил и о мыслях святой Фаустины (1905–1938), изложенных в ее «Дневнике»: в стремлении познать Бога необязательно смотреть на небо. Познавать Его можно через размышление над приметами Бога, которыми наполнен весь мир – природа и люди.
Е.Г. Бразуль-Брушковский, декан факультета иностранных языков ИГУМО,
доцент кафедры общественных наук, кандидат философских наук

Посвящение в студенты 2023

Курс по студийной съемке: работаем с реальными заказчиками

Институт фотографии открыл выставку лучших дипломных работ

Как фотографировать знаменитостей? Лекция Даниила Артемьева

Дизайнеры ИГУМО – победители C-IDEA Design Award 2023

Проекты студентов ИГУМО на выставке в Зарядье

День знаний в ИГУМО. Альбом внутри

Фотографы ИГУМО участвуют в выставке «Игра в квадрат»