
90-е годы 20 века стали для российского общества временем серьезнейших перемен и переоценки собственного исторического опыта. Сомнению оказались подвергнуты казавшиеся еще вчера неоспоримыми истины и идеалы: то, что вчера казалось ценным, потеряло свою общественную, а иногда и нравственную значимость. Все эти процессы привели к серьезной деформации общественного сознания, к потере четких жизненных ориентиров. Утрата традиционных моральных установок привела к разрушению духовного единства народа. Сегодня мы с горечью вынуждены признать как неоспоримый факт общее падение нравственно-духовного потенциала нации, отсутствие у многих наших соотечественников гражданского самосознания, элементарных культурно-этических знаний. В результате нельзя не признать, что взаимоотношения людей, их ответственность за судьбу Отечества, отношение к труду и закону оставляют желать лучшего.
В сложившихся условиях перед российским образованием стоят важнейшие задачи – формирование нравственно-здорового молодого поколения, возрождение духовного потенциала нации, пробуждение гражданского самосознания, консолидация российского общества, восстановление духовно-этических идеалов, формирование четких мировоззренческих принципов и жизненных ориентиров.

В связи с этим руководство ИГУМО считает необходимым разработку собственной концепции духовно-нравственного развития и личностного воспитания молодого поколения.
Концепция опирается на систему базовых общечеловеческих и национальных ценностей, формирование которых позволит молодым людям приобрести четкое представление об основных нравственно-этических категориях, осознать роль и значение духовной сферы человеческого бытия в мировой истории; учитывает необходимость повышения общекультурного уровня студентов; предполагает более глубокое погружение в историю, литературу и искусство России, а также практическое воплощение теоретических аспектов в реальной жизни.
Все эти меры позволят повысить уровень культуры молодежи во всех ее проявлениях, что, несомненно, окажет влияние на формирование гражданского самосознания студентов и воспитание истинного патриотизма.

Цель концепции – формирование потребности и способности к личностному духовно-нравственному развитию и самосовершенствованию; выработка четких мировоззренческих и этических ориентиров; повышение общекультурного уровня современного молодого человека.
Задачи:
- формировать в молодом человеке потребности к самосовершенствованию, самооценке и адекватной оценке окружающего мира;
- формировать предпосылки к выработке базовых мировоззренческих принципов, основанных на общечеловеческих и национальных ценностях, позволяющих прийти к пониманию смысла своей жизни;
- формировать четкое представление о морально-этических нормах, добре и зле, долге и ответственности, свободе и необходимости, должном и недопустимом;
- дать представление о национальных исторических ценностях и духовных отечественных традициях;
- формировать толерантное восприятие представителей других рас и народов, осознание себя частью многонациональной общности – российского народа;
- воспитывать истинный патриотизм, ответственность за судьбу Отечества;
- формировать представление о ценностях религиозного мировоззрения, межконфессиональной толерантности;
- пробуждать интерес и уважение к отечественной истории;
- прививать студентам интерес к мировой литературе, живописи, кинематографу.
Мероприятия по реализации концепции

1. Серия полилогов:
- «Интеллигентность и образованность»: «Интеллигентность – более широкое понятие, включающее ответственность за все происходящее вокруг» (Д.С. Лихачев);
- «Строить или устраиваться: выбор жизненных приоритетов» (с опорой на литературные тексты: «Обыкновенная история» И. Гончарова, «Баня» В. Маяковского, «Собачье сердце» М. Булгакова, «Обмен» Ю. Трифонова);
- «С чего начинается Родина? Патриотизм: что это такое? Истинный и формальный патриотизм»;
- «Математика как феномен общемировой культуры».

2. Циклы:
1. «Литература знакомая и незнакомая»:
- «Поздний Толстой в полемике с веком»;
- «Н.В. Гоголь: развенчание мифов»;
- «Н.С. Лесков – “очарованный странник”»;
- «Вечные образы в романе М.А. Булгакова»;
- лекция протодиакона Андрея Кураева о романе «Мастер и Маргарита» с последующим обсуждением;
- «Современное звучание классической поэзии»;
- «Память, что живет с нами…» (Великая Отечественная война в литературе и на экране);
2. «Шедевры отечественного и мирового кинематографа»;
3. «Шедевры мировой живописи»;
4. «Что я знаю о России?» (основные вехи отечественной истории).

3. Межфакультетский дискуссионный клуб «Что бы это значило?»:
- «Совесть, честь, долг»;
- «Толерантность»;
- «Глобализация»…

4. Дискуссионный клуб факультета психологии:
- «Отношения любви: норма и патология»;
- «“Хорошо ли вам видно, бандерлоги?”, или о чем говорит язык тела»;
- «Наша внешность и вредные привычки. Диеты. Курение. Гиподинамия»;
- «Подростковая субкультура. Эмо и смерть» (хиккикомори и хипстеры?);
- «Влияние музыки на душевное состояние».

5. Проведение проектов и мероприятий,
посвященных значительным событиям в жизни общества и истории нашей страны:
- «Первая мировая в истории и культуре»;
- «Цицероны среди нас»;
- интернет-проект, посвященный 70-летию победы в Великой Отечественной войне (факультет информационных технологий);
- «Песнь о военном корреспонденте» (к 70-летию победы в Великой Отечественной войне);
- «От рекламы до… рекламы» (совместное заседание дискуссионного клуба факультетов журналистики и рекламы и PR);
- презентация и просмотр фильма к 100-летию со дня рождения Хейердала (совместно с посольством Норвегии и Библиотекой и Норвежским информационным центром);
- Фестиваль французской песни;
- «К 450-летию У. Шекспира: “Гамлет” навсегда» (постановка отрывков из трагедии);
- Фестиваль ирландской культуры – День святого Патрика;
- Фестиваль кельтской культуры – Бельтан.

6. «Что должно. Что можно… Что невозможно!»
(мастер-классы по культуре общения):
1. Институт:
- тренинг на сплочение;
- тренинг на снятие адаптационного стресса;
2. Колледж:
- создание психологического климата в коллективе;
- раскрытие творческого потенциала;
- воспитание через обучение в группах;
- снятие адаптационного стресса (программы прилагаются);
3. Полилог «Уважение к себе начинается с уважения к другим».
7. Посещение музеев, выставок.
8. Посещение спектаклей факультета театрального искусства ИГУМО.
9. Участие в мероприятиях Британского совета.
10. Участие в мероприятиях Института Гёте.
11. Благотворительная деятельность.
Для реализации концепции в учебные планы всех учебных подразделений ИГУМО включена дисциплина «Духовно-нравственное развитие», в рамках которой каждый студент становится участником указанных мероприятий. В качестве обязательной дисциплины ее преподавание предполагается на всех курсах института и колледжа.
30.05.2014