вернуться

Роль социально-гуманитарного знания в развитии современного российского общества

Роль социально-гуманитарного знания в развитии современного российского общества

Круглый стол кафедры общественных наук

5 апреля 2011 г.

Тема: «Роль социально-гуманитарного знания в развитии современного российского общества»

Коллектив кафедры общественных наук собрался на круглый стол с целью обсудить один из самых актуальных вопросов современности, связанный с теми проблемами, которые возникают при изучении гуманитарных дисциплин в вузах и отражают ряд аспектов развития российского общества в целом.

Были сделаны следующие сообщения:

  • «Философия образования», Ручкина Галина Филипповна, кандидат философских наук, доцент;
  • «Эстетическое воспитание студенческой молодежи», Тихая-Тищенко Инна Генриховна, кандидат философских наук, доцент;
  • «Технократизация и гуманитарные знания», Тихонова Светлана Викторовна, кандидат философских наук, доцент;
  • «Изучение истории русской революции как социокультурное освоение российской действительности», Разин Сергей Юрьевич, доцент ИГУМО;
  • «История России и ее отражение в современных СМИ», Каменецкая Елена Викторовна, кандидат исторических наук, профессор ИГУМО.

Сообщения участников круглого стола связаны с их научными темами, а также с той учебной работой, которая позволяет найти им практическое применение. Выпускники ИГУМО должны окончить институт зрелыми личностями, так как именно в этот период, по мнению Г.Ф. Ручкиной, происходит нравственное взросление. Взгляды на данный круг вопросов Г.Ф. Ручкина последовательно развивает в своих статьях. Одна из задач педагогов, подчеркнула выступавшая, – развитие самостоятельного мышления, формирование того отношения к науке, которое исключает мистику, столь популярную среди части российского населения. Этот тезис вызвал желание обсудить вопрос о связи точных наук и гуманитарного знания.

С.В. Тихонова подошла к этой проблеме как ученый, владеющий знаниями по широкому кругу гуманитарных дисциплин и опытом работы со студентами различных специальностей. Вывод, который позволяет сделать анализ имеющегося материала, заключается в том, что знания и аналитические способности будущих специалистов технического профиля тесно связаны с их хорошей ориентацией в гуманитарной сфере. Г.Ф. Ручкина и С.В. Тихонова уделили особое внимание принципу информатизации современного образования.

На эту проблему еще с одного ракурса посмотрела И.Г. Тихая-Тищенко, которая имеет собственный опыт сочетания высшего математического и философского образования. Музыка, как считает И.Г. Тихая-Тищенко, прекрасно дополняет работу мысли. Студенты и классическая музыка, студенты и народная музыка – изучению восприятия молодежью этой сферы духовной культуры посвящены научные работы автора. Практическая работа педагога в этой области вызвала большой интерес и много вопросов.

Тема многолетних исследований С.Ю. Разина связана с историей русских революций. Звучит эта проблематика особенно актуально в связи с бурными событиями на африканском континенте. По мнению автора, история русской революционной эпохи наглядно демонстрирует пагубность пренебрежения отечественными корнями и традициями со стороны российской политической элиты, стремительно увеличивавшей социкультурный разрыв с собственным народом и его историей вплоть до захвата власти партией Ленина, аккумулировавшей народный протест и в определенном смысле вернувшей преемственность исторически значимых социокультурных параметров. С.Ю. Разин высказал мнение, что десятилетиями культивировавшееся в народе агрессивное невежество в собственной истории стало не последней причиной затяжного кризиса, в котором оказалась великая страна. Изучение социокультурного аспекта русской революции может способствовать преодолению знанием негативных черт народного менталитета и актуализации его позитивного потенциала как конструктивного фактора гражданского общества. Данный подход призван воспитать из учащегося гражданина, способного самостоятельно ориентироваться в российском политическом процессе и имеющего иммунитет против демагогии как политических шарлатанов, которые сами не предвидят последствий своей деятельности, так и лиц, сознательно прокладывающих через народное сознание путь очередной кровавой диктатуре.

Эту тему продолжила развивать Е.В. Каменецкая, которая обратила внимание на характер преподнесения исторических событий рядом СМИ. Прививаемая обществу, в частности молодежи, последние два десятилетия привычка реагировать только на сенсации, а также без конца звучащая мысль о «переписывании истории» отучили многих от спокойного и вдумчивого анализа исторических фактов и материалов, в том числе вновь открываемых. Вернуть интерес к отечественной истории надо прежде всего на уровне средней школы, так как это позволит по иному осмысливать ее в высшей школе. Знание истории важно не только для понимания прошлого, но и для извлечения уроков, полезных для настоящего и будущего России.

Все участники круглого стола признали очень важным для успешного развития современной России расширение социально-гуманитарных знаний, причем на всех этапах жизни человека – от школы до старости, так как нет пределов в познании себя, общества, своей страны и мира.

10.05.2011

Возврат к списку

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
18 ФЕВРАЛЯ В 12:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

II Московский молодежный
фестиваль фотографии

Прием конкурсных работ
deadline 01.04.2023

Подробнее