Наши новости
подписатьсяЗаслуженный врач РФ, доктор психологических наук, зав. кафедрой клинической психологии ИГУМО А.Н. Глушко 2 февраля 2011 г. принял участие в заседании межвузовского научного круглого стола по проблемам подростковой наркомании в современной России, организованного Современной гуманитарной академией при поддержке Комиссии Совета Федерации по делам молодежи.
Тема более чем актуальная, потому как статистика выглядит устрашающе: на фоне наркозависимости только за прошедший год 1800 подростков совершили суициды (завершенные); согласно официальным данным, 7% детей и подростков употребляет наркотики, а это 1,5 миллиона человек без будущего.
К обсуждению были привлечены широкие научные круги высшей школы – среди участников значились Институт мировых цивилизаций, Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, Ставропольский и Коломенский государственные университеты и другие высшие учебные заведения Москвы и России. Представитель Института гуманитарного образования и информационных технологий получил персональное приглашение как специалист в области клинической психологии.
В основу обсуждения была положена психологическая модель эффективной помощи подросткам с девиантным поведением, представленная психологами Ставропольского государственного университета. Авторы провели исследование фундаментальной научно-практической проблемы общей психологии – раскрыли закономерности формирования девиантного поведения в подростковом возрасте и обозначили структуры комплексной психологической помощи.
Активный участник обсуждения социальной проблемы профессор А.Н. Глушко резюмирует итоги обсуждения:
– Государственные преобразования, происходящие в России, изменили социальные условия развития и функционирования человека. По сути, современный «групповой портрет» требует переосмысления и научного обоснования закономерностей формирования личности в условиях большого социального эксперимента. Неудивительно, что в практически экстремальных условиях России личностная структура подростка под влиянием социального окружения все больше подвергается деструктивным поведенческим и характерологическим деформациям.
Проведен подробный теоретический анализ закономерностей противоправного поведения подростков и выявлено обоснование источников девиантного поведения (социального неравенства, неравенства возможностей) для человека в современной России. Потребление алкоголя и наркотиков, суицидальное поведение являются результатом непринятия социальной действительности и неумения приспособиться к ней одобряемыми обществом способами. Объяснение происходящей алкоголизации и роста наркомании психологическими и социальными условиями формирования девиантного поведения дается через такие понятия, как субкультуры, формирующиеся в подростковой среде, личная неустроенность, неприятие активных форм самоутверждения, потребность в поддержке референтной группы, социальное давление, неблагополучная семья, возведение в ранг ритуала образцов негативного опыта.
В основе механизмов групповой интеграции асоциально ориентированных подростков лежат психологические способы воздействия друг на друга – «заражение», внушение, убеждение, принуждение в условиях групповой асоциальной деятельности.
Наиболее уязвимыми являются подростки, склонные к девиантному и делинквентному стереотипам поведения. К внутренним условиям подражающих подростков относятся бездуховность внутреннего мира, утилитарность интересов и склонностей, отсутствие контроля и самоконтроля, бессодержательность и однообразие личной жизни, несформированность или незрелость внутренней картины мира.
Отмечено, что подростки копируют не все, а только то, что соответствует их личностной или групповой картине мира. По-видимому, пассивная социальная и государственная политика в отношении досуга и ущербное развитие жизненной позиции молодежи создают дефицит позитивной духовности, которая заполняется альтернативным стихийным асоциальным содержанием.
Изменить ситуацию можно только совместными усилиями многих ведомств. В основе лежит комплексная модель помощи, в структуру которой входят юридический, социальный, медицинский, психологический отделы и отделение медико-правовой и психолого-социальной экспертизы.
А значит, трансферт в образование дисциплин, сформированных в ответ на запрос общества, будет продолжен.
07.02.2011