вернуться

Деловая репутация

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Фотограф---Панова-Евгения,-II-курс-факультета-фотографии-ЦЦ1.jpg

На юридическом факультете ИГУМО ежегодно проходят встречи студентов и ученых-цивилистов в рамках научного Центра цивилистики. Традиционно юристы обсуждают самые проблемные и сложные правовые институты, находят пути решения тех или иных правовых проблем.

19 сентября заседание Центра цивилистики проходило в расширенном составе: студенты юридического факультета радушно приняли гостей с факультетов журналистики, рекламы и PR. И это неудивительно – тема для обсуждения, выбранная руководителем Центра, доктором юридических наук, профессором М.В. Волынкиной, была обозначена как «Деловая репутация: вопросы и ответы». Вне всяких сомнений, юристы, журналисты и специалисты по связям с общественностью должны понимать значение термина «Деловая репутация» и его содержание.

Фотограф---Панова-Евгения,-II-курс-факультета-фотографии-ЦЦ2.jpg

Впервые за несколько лет руководитель Центра цивилистики решила изменить тактику проведения заседания, сыграв роль модератора, а в качестве ведущих выступили студенты старших курсов юридического факультета Людмила Петухова (5-й курс), Илья Ильичев (5-й курс), Ирина Голованова (4-й курс), которые задали тон мероприятию.

Ирина Голованова открыла заседание сообщением, в котором пояснила, что такое нематериальное благо, какими признаками оно отличается от имущества, поделилась с собравшимися информацией о том, что нематериальные блага и личные неимущественные права не являются синонимами.

Фотограф---Панова-Евгения,-II-курс-факультета-фотографии-ЦЦ3.jpg

Тем, кто не смог принять участие в мероприятии, напомним, что нематериальные блага – это объекты гражданских прав, которые не имеют экономического содержания и неотделимы от личности их носителя. Согласно ст. 128, 150 ГК РФ к нематериальным благам относятся: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения и т.п. Эти блага не имеют материального (имущественного) содержания, не подлежат стоимостной оценке как товар и не попадают под понятие «имущество»; неотделимы от личности их носителя; обладают свойством индивидуализации самой личности.

Важным признаком нематериальных благ является особенность оснований их возникновения и прекращения. Возникновение личных неимущественных прав возможно при наступлении определенных событий (например, рождение ребенка – обстоятельство, возникающее в силу биологических причин), вследствие юридических поступков (создание произведения, в результате которого возникает такое нематериальное благо, как авторство) или на основании актов компетентных органов (неприкосновенность жилища).

Деловая-репутация-1.jpg

Поскольку гражданско-правовое регулирование отношений по поводу указанной категории объектов сводится к обеспечению их защиты, Ирина Голованова уделила особое внимание такому способу защиты нематериальных благ, как компенсация морального вреда, выделив 4 обязательных признака, при которых возникает соответствующее обязательство:

  • страдание лица;
  • неправомерное действие (бездействие) причинителя вреда;
  • причинная связь между неправомерным действием и моральным вредом;
  • вина причинителя вреда.
Деловая-репутация-2.jpg

Продолжила выступление коллеги студентка 5-го курса юридического факультета Людмила Петухова, уделив внимание содержанию термина «деловая репутация». Традиционно под деловой репутацией понимается общественная оценка деятельности юридического лица, общее мнение о его качествах, достоинствах и недостатках. Данное понятие может включать такие важные составляющие, как авторитет учредителей, профессионализм сотрудников, социальная ответственность компании и т.п.

Поскольку деловая репутация распространяется не только на физических, но и на юридических лиц, Л. Петухова обратила внимание собравших на специфику деловой репутации юридического лица, которая складывается с момента его создания и продолжает формироваться на протяжении всего времени существования юридического лица. Организации тратят немало времени и средств на создание положительной деловой репутации, но даже одна негативная статья в средствах массовой информации может серьезно подорвать деловую репутацию субъекта права и вызвать значительные финансовые потери.

Деловая-репутация-3.jpg

Поскольку в своем выступлении Людмила употребила слово «гудвилл», профессор М.В. Волынкина на правах модератора предложила собравшимся обсудить и этот термин. «Есть ли различия в таких понятиях, как имидж, деловая репутация, гудвилл или они являются словами-синонимами и что означает каждый из названных терминов?»

Подключившись к дискуссии, заведующая кафедрой связей с общественностью, кандидат политических наук, доцент Асия Радолевна Бухарбаева пояснила студентам значение указанных терминов, четко обозначив позицию профессионала: каждый из этих понятий, безусловно, является частью деловой репутации, но не относится к словам-синонимам.

Очень важным моментом, на который обратила внимание заведующая кафедрой, было утверждение о том, что деловая репутация руководителя тесно связана с деловой репутацией самого юридического лица. От того, кто и как руководит организацией, каковы деловые качества, профессионализм директора компании, зависит и уровень деловой репутации организации.

В дискуссии принял участие профессор С.П. Гришаев, высказав свою позицию относительно термина «гудвилл», обозначающего правовой институт, который представляет собой экономическую часть деловой репутации и часто используется в качестве имущественных прав в англосаксонской правовой семье.

Илья Ильичев, студент 5-го курса юридического факультета, будучи содокладчиком, продолжил выступление коллег и затронул вопрос о том, что может произойти с репутацией и каким образом ее можно восстановить.

Деловая репутация человека или юридического лица может быть нарушена или опорочена, поэтому, защищая ее, мы ставим вопрос о ее восстановлении, а также об опровержении порочащих сведений.

Важно помнить, что за распространение порочащих сведений в отношении субъекта права распространители могут быть привлечены как к административной, так и к уголовной ответственности. Например, если деловая репутация фирмы пострадала в результате распространения рекламы, то нарушитель может быть привлечен по ст. 14.3 КоАП РФ к административной ответственности в виде штрафа в размере 500 тыс. рублей. Если лицо распространило в отношении организации порочащие сведения, то согласно ст. 129 УК РФ (клевета) она вправе обратиться в суд с заявлением о привлечении виновного к уголовной ответственности, а также предъявить иск о защите чести и достоинства или деловой репутации в порядке гражданского судопроизводства.

Декан юридического факультета, к.ю.н., доцент Т.В. Казина пояснила студентам специфику процедуры судебного разбирательства по указанным спорам.

Заседание Центра цивилистики было увлекательным, но время встречи подошло к концу, поэтому ректор ИГУМО профессор М.В. Волынкина в качестве завершения дискуссии обратилась ко всем студентами со следующими словами: «Господа студенты, прошу вас помнить, что деловую репутацию мы зарабатываем годами, а разрушить ее можно за несколько дней. Не забывайте о том, что каждый из нас должен уважать бизнес и дело своих коллег, друзей, знакомых. Прежде чем совершать тот или иной поступок, нужно сто раз подумать и проанализировать последствия своих слов, действий, чтобы не стать причиной страданий лица в результате неосторожно сказанного слова. Ну а если все же вашей деловой репутации причинен вред, используйте правовые средства защиты деловой репутации, в том числе самозащиту, быстро и грамотно реагируйте на отрицательные факты, способствующие разрушению деловой репутации, оперативно решайте проблемы, связанные с восстановлением нарушенных прав, и работайте всегда в правовом поле».

Итог мероприятия: несмотря на сложность выбранной тематики, студентам понравилась дискуссия. Она была полезна, так как расширила общий кругозор студенческого сообщества, помогла установить профессиональные контакты и познакомиться с позицией студентов разных факультетов, использовать профессиональный опыт коллег, обменяться ценной информацией.

С удовольствием продолжим совместные дискуссии на правовые темы в следующем месяце.

Деканат юридического факультета

Фотограф: Панова-Евгения, II курс факультета фотографии

26.09.2014

Возврат к списку

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
20 АПРЕЛЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

II московский молодежный фестиваль
анимации и иллюстрации

Open Call
до 03 апреля 2023

Подробнее

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее