Говорит и показывает репортаж
В самом начале третьего тысячелетия широко известный в узких кругах Константин Ковалев (журналы «Вояж», «Вояж и Отдых») начал работу над проектом под названием «ПМЖ» ( «Постоянное место жительство»). Идея журнала – зарубежная жизнь, в общем, и жизнь соотечественников за рубежом, в частности – показалась мне интересной. «ПМЖ» явно не собиралось стать очередным клоном туристических таблоидов, а, напротив, сумело найти в переполненной «линейке» никем не занятую нишу: до возрождения знаменитого еженедельника «За рубежом» было еще далеко. Я принял предложение трудиться в штате. Но первая же редколлегия повергла в уныние. «Сейчас время интернета, – сказал главный редактор, – так что никаких поездок не будет, всю информацию будем брать из сети».
Хватило меня ненадолго. Через месяц я уехал в очередную журналистскую поездку на Мальту, и в «ПМЖ» больше не возвращался.
Почему так произошло? Да все очень просто. Журналистика – это то, что видишь своими глазами. Невозможно быть репортером с чужих слов, компилировать тексты своих коллег и найденную информацию, выдавая этот микст за свои собственные откровения. Не спасет даже мастерски сделанная работа. Грамотный читатель всегда почувствует подлог и перестанет вам доверять. А заодно и изданию, в котором вы публикуетесь.
Собственное присутствие на месте – вот самое первое и необходимое условие для работы над репортажем. Ведь репортаж – это, как правило, рассказ о событии или событиях, произошедших на глазах журналиста, который пишется сразу же после них. Соответственно, чтобы работать в этом жанре журналистики, нужно быть очень мобильным и наблюдательным человеком. Внимание к деталям здесь трудно переоценить. Иногда какая-нибудь подмеченная вами «мелочь» может быть красноречивей десятка свидетельств очевидцев. Кроме того, детали и нюансы придают репортажу столь необходимую для него живость и непосредственность. Чтобы они не «затерялись», их нужно фиксировать в блокноте или наговаривать на диктофон, а затем не забыть «выложить» в текст, который желательно писать «по горячим следам». И не столько для того, чтобы опередить своих собратьев по цеху (сейчас это сделать особенно трудно), сколько для того, чтобы не потерять чистоту восприятия, которая сродни«правильности первой мысли». Именно это делает репортажи «живыми». В этом жанре журналистское «я» присутствует обязательно! Хороший репортаж всегда индивидуален и сродни документальному фильму: при чтении таких репортажей в сознании человека возникает свой собственный зрительный ряд. Но чтобы читатель «досмотрел» репортаж до конца, у него не должно возникнуть и тени сомнения в том, что написано журналистом.
Впрочем, репортаж не обязательно должен быть событийным. Скажем, журналист может просто описывать какое-нибудь интересное место на нашей планете, знакомить читателя с необычной профессией, рассказывать о жизни и быте людей, живущих в отдаленных районах и т.д. В этом случае очень важны свидетельства и суждения других людей. Цитируя их, вы усиливаете эффект присутствия. В отличие от интервью, когда важно зафиксировать именно смысл сказанного, в репортажах можно и нужно соблюдать аутентичность речи говорящего, сохраняя весь ее колорит, который могут составить не только слова из других наречий, но и неправильные ударения и даже грамматические ошибки. Но злоупотреблять цитатами тоже не стоит: все хорошо в меру. В том числе и использование прилагательных и наречий, которые не только «показывают», но и оценивают.
Современный репортаж трудоемок в плане написания, но именно он может развить и продемонстрировать ваши способности. Это – тот самый жанр, который сближает журналистику с литературой. Поэтому, помимо мобильности и наблюдательности, репортеру понадобится владение родным языком на очень высоком уровне.
В чем состоит привлекательность репортажа для читателя? В первую очередь, в том, что при помощи журналиста он становится очевидцем происходящих событий и получает детальную информацию о том, что его интересует. Репортажи дают возможность отдельному человеку жить в сопряжении с окружающим миром, быть в курсе событий и расширять свой собственный кругозор, даже не выходя из дома.
…На Мальте мы с фотографом Сергеем Бабенко отыскали столь поразившую нас в первую поездку красную дверь одного из частных домов. Похоже, тогда наши восторженные чувства незримо присутствовали на ее фотографии, тут же отобранной дизайнером «Foto & Video» Михаилом Козьминым из огромной стопки, насчитывавшей около трехсот отпечатков. Увидев ее во второй раз, мы недоуменно переглянулись: «И чего мы в ней такого нашли…»