− Деда, а дед! Посмотри на небо – след от ракеты, а вот и она сама!
Наверное, в детстве каждый из нас замечая в небе след от самолёта, думал, что это взлетает настоящая космическая ракета.
− Нет, Серёжа, это конденсационный след от самолёта.
− Конедаса…чего?
− Конденсационный. Так называется видимый след, который возникает в небе за самолётом.
− А этот самолёт летит в космос, да?
− Нет, конечно, мой любопытный друг. Самолёты в космос не летают.
− Вот бедняги. Как им скучно, наверное. А что, совсем-совсем не летают?
− Ну, знаешь, были случаи. Но те аппараты, конечно, нельзя назвать самолётами, они были только внешне похожи на них. Один из таких назвали «Буран» − гордость советской инженерной мысли! Космический корабль, который значительно опередил своё время. Представь, что при посадке он уклонился он заданной точки всего на три метра, а главное – им управлял не пилот, а бортовой компьютер.
− Компьютер?! Не смеши, деда, какие компьютеры в ваше-то время? Ну-ка расскажи мне о нём, чтоб было чем похвастаться среди ребят!
− Хорошо, рядовой Сергей. Начинаю свой рассказ. Пристегнуть ремни безопасности, взять мороженое обеими руками, чтобы не вылетело при перегрузках, и навострить ушки, а что непонятно − уточнять!
− Так точно!
− В школе на уроках истории тебе ещё расскажут о Холодной войне. Но, чтобы понять мотивацию обеих стран, которые будут фигурировать в моём рассказе, ты должен знать: как Советский Союз, так и США действовали в своих интересах. На тот момент, в 70−80-е годы они были сверхдержавами, поэтому для каждой было непозволительно уступать своему сопернику в чём-либо. Новой платформой для конкуренции стал космос. В 61-ом году мы смогли их обогнать, и ты уже слышал про первый космический, пилотируемый полёт Юрия Гагарина. Спустя 8 лет американцы ответили нам, первыми высадившись на поверхности Луны. А в ноябре 1981 года они запустили первый многоразовый транспортный космический корабль, который назывался Space Shuttle.
− О, я о них слышал, они похожи на самолётики.
− Ты прав: посадка у шаттлов проходит как у обычных самолётов, но вот запускаются они вертикально. Это были первые космические аппараты, которые смогли использоваться несколько раз. Естественно, Советский Союз не мог остаться в стороне. Признаться, ещё до запуска первого шаттла в СССР шли разработки первых многоразовых космических кораблей. Таким виртуозным с инженерной точки зрения и очень перспективным проектом была «Спираль», которая и стала предтечей «Бурану». И, несмотря на то, что главной задачей шаттлов на первых порах была транспортировка элементов противоракетной защиты, после их первого запуска над нами нависла потенциальная угроза: многие эксперты и ученые уже предсказывали возможность ракетных ударов из космоса, а также похищения советских спутников, ведь американские челноки были оборудованы весьма объёмными грузовыми отделами.
− Эээ... Это как в «Звёздных войнах»?
− В каком-то смысле да. Предположения были из области фантастики, но Советам, чтобы сохранить репутацию сверхдержавы, следовало немедленно ответить. Следовательно, ни денег, ни человеческих средств не жалели: над созданием «Бурана» работали 1200 предприятий страны. В результате было получено больше 250 новых технологий, а на реализацию программы в общей сложности потратили 14 миллиардов рублей.
− Дед, как много цифр, которые мне ничего не говорят.
− Ах да, извини, внучок. Я немного забылся. Просто пойми, что этот космический проект стал невероятно затратным во всех смыслах. И спустя 7 лет после запуска космического челнока Советский Союз смог ответить.
− Полетеееели!
− Да, полетели. Но, к сожалению, только один раз. 15 ноября 1988 года с космодрома Байконур был запущен наш «Буран», который спустя 205 минут автоматически, без контроля с Земли, смог совершить посадку на том же месте, откуда и взлетел.
− Вау, и ни одного космонавта на борту, который бы управлял посадкой?
− Ни одного. Советы не хотели рисковать жизнями космонавтов, особенно после трагической гибели всего экипажа американского шаттла «Челленджер», который 28 января 1986 года потерпел крушение.
− Получается, «Буран» был копией шаттла? И почему всего один раз его запустили!?
− Внешне возможно, но «Буран» имел ряд преимуществ. Он превосходил своего американского брата в мощности, обладал сразу двумя системами спасения: катапультные кресла пилотов и возможность отделения космоплана от носителя на взлете. И самое главное – это беспилотный режим управления и высокая точность при посадке. Но, к большому сожалению, спустя пару лет СССР развалился. В те трудные годы было уже не до «Бурана». А после и вовсе о проекте решили забыть, возможно, и потому что одноразовые космические полёты стоили намного дешевле.
− Как грустно, деда. И получается, что всё это напрасно?
− Почему же? «Буран» лишь опередил своё время, а значит нужно подождать и, возможно, уже ты станешь свидетелем возрождения этого грандиозного проекта.
− Деда, а пошли сегодня в музей космонавтики, только забежим сначала в магазин ещё за одним мороженым...
Сухроб Шарипов
05.02.2018
Просмотров: 1173