вернуться

XIV Юбилейные Соловейчиковские чтения

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

XIV Юбилейные Соловейчиковские чтения

1 и 2 октября 2010 г. в Московском городском Доме учителя состоялись юбилейные чтения, посвященные 80-летию со дня рождения Симона Соловейчика (1930–1996) – писателя, журналиста, одного из инициаторов педагогики сотрудничества, с 1992 г. – главного редактора газеты «Первое сентября». Творчество С. Соловейчика «ощущается сегодня как воздушная громада – огромный просторный массив живых мыслей, удерживаемый внутренним полем тяготения» (А. Русаков).

Первый день Соловейчиковских чтений был посвящен его книгам «Час ученичества», «Учение с увлечением», «Педагогика для всех», «Пушкинские проповеди». Очень трогательно и по-человечески прозвучали воспоминания друзей и коллег на встрече, которую вели Нина Аллахвердова (вдова Симона Соловейчика) и его сын Артем Соловейчик, главный редактор Издательского дома газеты «Первое сентября».

Второй день чтений открывался работой секций «Мировоззрение, цели и ценности», «Знание и достоинство», «Спасите школу от утопий», «Дайте детям другую жизнь».

Студенты 2-го и 3-го курсов факультета иностранных языков Института гуманитарного образования и информационных технологий как будущие педагоги приняли активное участие в работе этого форума. Они присутствовали на показе пьесы С. Соловейчика «Печальный однолюб», в которой прототипом героя стал Виктор Федорович Шаталов (р. 1927).

Студентам факультета иностранных языков ИГУМО удалось пообщаться с легендарным учителем-новатором, который является автором оригинальной системы интенсивного обучения, разнообразных и нестандартных форм контроля знаний учащихся, учебных пособий, ориентированных на развитие творческого мышления школьников.

Самым настоящим Часом ученичества стал для студентов факультета иностранных языков Института гуманитарного образования и информационных технологий открытый урок руководителя лаборатории «Гуманной педагогики», академика РАО, профессора Шалвы Александровича Амонашвили (р. 1931).

С интересом студенты отнеслись к рассуждениям Александра Лобка о внутренней свободе как незыблемой ценности, которую, как считал Симон Соловейчик, мы должны открыть не только в наших детях, но и в самих себе.

Участие в XIV Юбилейных Соловейчиковских чтениях стало для студентов факультета иностранных языков Института гуманитарного образования и информационных технологий настоящим мастер-классом, открывающим новые горизонты профессии.


Я не ошиблась в выборе!

Вот и прошли 14-е юбилейные Соловейчиковские чтения, на которых я была впервые. Сейчас я могу смело сказать, что полностью окунулась в секреты педагогики XXI в.

Этот день, 2 октября 2010 г., стал как бы днем моего профессионального рождения. Сегодня я поняла, что должна стать квалифицированным педагогом, что я хочу им быть и мне не страшно! Не страшно сделать первый шаг и в ответ на замечание старших: «Да что ты можешь дать, ты сама еще ничего не знаешь в этой жизни» сказать, что все придет с опытом, главное – желание! И вот 2 октября нам, студентам факультета иностранных языков, будущим педагогам, была дана команда «на старт», мы подошли к линии перед стометровкой длиною в жизнь!

Наше знакомство с «Чтениями» началось со сцены из спектакля «Печальный однолюб» по пьесе Симона Соловейчика, далее последовали «круглые столы» и открытый урок, который вел руководитель лаборатории «Гуманная педагогика» Шалва Амонашвили.

Впечатлений масса! Особенно меня затронули проблемы, обсуждаемые за «круглым столом» с профессором института психологии УрГПУ г. Екатеринбурга Александром Михайловичем Лобком. Его лекция «Мировоззрение, цели и ценности» нашла отклик в душе каждого педагога, присутствовавшего в Доме Учителя. Приведу Вам несколько цитат из его лекции:

— каждый педагог — сумма своей боли;

— жить реальной, а не фальшивой школой;

— очень трудно любить учителя;

— быт учителя, но надбытовая энергия;

— самый лучший подарок для учителя – трудный ученик.

Александр Михайлович просил стремиться «выскочить из бытового в бытийное», найти в себе способность вглядываться в школу. «Выпрыгнуть» из форматов! Оставаться собой, встречаясь с разными методиками преподавания!

Мои впечатления об открытом уроке:

Урок проводил Шалва Амонашвили, профессор, академик РАО. Он вежливо попросил всех желающий подняться на сцену и помочь ему в этом трудном для педагога деле – ведении урока. Темой нашего урока было сердцеведение. Мы говорили о таком важном понятии, как «сердце», рассуждали, как можно облагородить сердце человека, рисовали наши сердца и давали ему свои определения. Лично мне особенно понравилось такое: «Сердце – государство в государстве».

Под руководством профессора Ш. Амонашвили мы сделали интересные выводы о том, что сердце – «свышедействующий“ орган, ему нужно давать постоянную работу, чтобы измениться самому и, как бы это смешно ни звучало, изменить мир, сделать его светлее для себя и, естественно, для детей!

Я впервые в своей жизни задала себе вопрос: “ А что там, в моем сердце, если я загляну в него?!» К сожалению, на него не так просто найти ответ, может, мне придется искать его на протяжении всей жизни. Я позволю себе привести интересные цитаты и высказывания из лекции:

  • нет, я буду любить его (речь идет о плохом ученике);
  • вера без дел мертва;
  • сделай свое сердце;
  • раздраженный учитель не должен быть в классе.

Участие в важнейшем педагогическом форуме убедило меня в том, что я не ошиблась в выборе профессии и в выборе института: знания, которые я приобрела на факультете иностранных языков Института гуманитарного образования и информационных технологий, позволили мне ощутить себя частью профессионального педагогического сообщества.

Екатерина Барабанова, студентка 3-го курса факультета иностранных языков ИГУМО


Профессия преподавателя требует от решившего посвятить себя детям полной самоотдачи, терпения, понимания собственного предназначения и, самое главное, готовности любить маленького человека, вступающего в большую и такую нелегкую жизнь. Своими размышлениями о будущей профессии, навеянными участием в одном из важнейших педагогических форумов России, продолжают делиться будущие педагоги – студенты факультета иностранных языков Института гуманитарного образования и информационных технологий.

«…Но мне достались радости презрений и открытий» – так были озаглавлены четырнадцатые юбилейные Соловейчиковские чтения, посвященные 80-летию Симона Соловейчика, которые проходили 1 и 2 октября в Московском государственном Доме Учителя.

Каждый год Соловейчиковских чтений с нетерпением ждут сотни преподавателей и студентов, чтобы увидеть мастерство великих педагогов и пополнить свою педагогическую копилку новыми знаниями, методами и открытиями. Но юбилейные Соловейчиковские чтения 2010 г. были по-настоящему особенными: каждый преподаватель хотел поделиться накопленным опытом, рассказать о сложившихся проблемах в современных учебных общеобразовательных заведениях, пытаясь найти ответы на все вопросы, актуальные и насущные сегодня.

Педагог в роли исследователя и воспитателя ищет выход из сложившейся ситуации в образовании и обществе, пытается решить проблему воспитания Человека с большой буквы: человека честного, ответственного, любящего и небезразличного.

Александр Михайлович Лобок, профессор Института психологии УрГПУ, затрагивал аспекты мировоззрения, целей и ценностей. По его мнению, современная система воспитания абсолютно противоречит тому, что должно быть основой формирования, во-первых, Человека, а во-вторых – Ученика.

Мы забываем о том, что после окончания школы человек будет предоставлен самому себе и жизни, в которую он вступит, возможно, совершенно к ней неподготовленным. Не являясь Человеком совестливым, честным, ответственным, духовно богатым, обыкновенный ученик не способен будет создать достойную семью и стать полноценным и полезным членом общества.

Вот проблема, которую мы как педагоги обязаны решить, а это возможно лишь при одном условии – быть носителем добра, красоты и истины. Эти составляющие способны не только воспитать Человека с большой буквы, они способны перевернуть мир.

Анастасия Маглели

студентка 3-го курса группы 3ЛДТ факультета иностранных языков ИГУМО

13.10.2010

Возврат к списку

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
08 ИЮНЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее