Наши новости
подписатьсяНаши новости
подписаться
Сделав ответственное образование миссией ИГУМО, руководство института, его профессорско-преподавательский состав, не уходя полностью от традиционных методов преподавания, существенно увеличили количество занятий, проводимых с использованием инновационных методик. В частности, при организации учебного процесса увеличилась доля использования информационных технологий, выросли активы электронной видеотеки, в которой представлены лекции ведущих преподавателей Института гуманитарного образования и информационных технологий. Проректор по учебной работе ИГУМО, д.т.н., профессор К.А. Магомедов, выступая в качестве преподавателя факультета экономики и менеджмента и факультета информационных технологий, продолжил демонстрировать новые инновационные методики. Он разработал полномасштабные учебно-методические комплексы по двум учебным дисциплинам: «Теория систем и системный анализ» и «Исследование систем управления».
Обе дисциплины являются дисциплинами федерального компонента, а значит, имеют наполнение, жестко определенное государственными образовательными стандартами РФ. На 100% академические и на столько же фундаментальные, они достаточно сложны для восприятия даже при достаточно высоком уровне способностей студента.
Разработав, создав и разместив в электронной библиотеке института свои учебно-методические комплексы, профессор К.А. Магомедов изменил и сам формат общения со студентами Института гуманитарного образования и информационных технологий. По предложенной им методике студенты факультета экономики и менеджмента и факультета информационных технологий ИГУМО должны готовиться к лекциям заранее, изучив материалы по предложенной теме. На лекциях происходит обсуждение материала.
По мнению автора идеи, предложенный им формат обучения, в принципе, – не новация, однако в него введены новые элементы, позволяющие воспринимать его именно с этой позиции. Действительно, при современном развитии ИТ выложить в Интернет конспект лекций и другие методические материалы не сложно, но гарантировать пользу от этого «жеста» все же нельзя. Более того, нередко возникает обратный эффект (видимая доступность информации, которой теоретически можно воспользоваться «в любое время суток», снижает «тонус», именуемый в академической среде мотивацией). А это свидетельство иррациональности (речь не идет о спецкурсах, литература по которым не всегда доступна).
Решение проблемы «лежит на поверхности»: важен не просто процесс систематизации материала, важна сама постановка вопроса. Ключевым моментом в ней должно стать определение задания для самостоятельной работы студентов института по темам. Не теоретические посылки, а конкретные задачи, решаемые в рамках учебного курса, позволяют достичь максимальной эффективности при усвоении сложного материала. При этом типовые решения изучаются как бы «для общего сведения». Для каждого студента автором лекционного цикла предлагается отдельный, усложненный вариант.
Не будет преувеличением сказать: доведение сложного теоретического курса до практического приложения знаний через самостоятельно решаемые будущими специалистами задачи можно рассматривать как мастер-класс преподавателя.
Разумеется, любая новая методика должна пройти период адаптации. Студентам, многие из которых уже привыкли к механическому фиксированию готовых решений, до поры до времени приходится «переламывать самих себя». Но зато потом приходит осознание: в голове остается только то, к чему «приложены руки».
Есть и обратная «сторона медали». Механизм создания подобных комплексов достаточно трудоемкий и затратный по временным параметрам. Но система К.А. Магомедова проштудировавшим при создании блоков лекций тома учебной и специальной литературы уже предложена: каждую лекцию предваряет четкий план, по каждой теме рекомендована реальная полезная литература, подобранная по принципу не количества, а качества; количество формул, введенных в материал, минимизировано; использованы презентационные техники, позволяющие конкретизировать суть каждого вопроса.
Безусловно, подобная методика перспективна. Возможно, она со временем станет нормой организации учебного процесса в Институте гуманитарного образования и информационных технологий.
Мы твердо убеждены: ИГУМО – один из лучших негосударственных институтов столицы, потому что в нем саккумулирован мощный профессорско-преподавательский состав, и обучение студентов ведется по инновационным методикам.
20.04.2010Просмотров: 1653