вернуться

В творчестве нет границ

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Public talk «Более черный, чем квадратный»
fbrep.jpg       vkrep.jpg

0.jpg

Накануне 140-летия Казимира Малевича в Технопарке Сколково в капсуле Малевич состоялся public talk «Более черный, чем квадратный».

Инициаторами проведения мероприятия выступили кураторы Международного фестиваля современного искусства DOCA-2019, главный редактор журнала «Diplomatic world» и куратор креативного пространства Living Tomorrow Барбара Дитрих.

Как вам известно, в апреле в рамках DOCA-2019 будет представлен спецпроект, посвященный творчеству Казимира Малевича. Художники из разных стран до сих пор интерпретируют влияние идей и открытий супрематиста посредством разных художественных методов.

Для формирования у гостей фестиваля собственного мнения о творчестве Малевича и его главном произведении «Черный квадрат» организаторы решили провести public talk «Более черный, чем квадратный» в Сколково. Спикеры обсудили ключевые идеи супрематиста и поговорили об их влиянии на творчество современных художников. Модератором встречи стала ректор ИГУМО Марина Владимировна Волынкина.

1.jpg

Почему в Сколково?

Место проведения мероприятия было выбрано неслучайно. Не все знают, что творчество Малевича повлияло не только на живопись, но и на современную архитектуру. Многие исследователи утверждают, что Манхэттен мог выглядеть иначе, если бы не идеи супрематиста. Но не только это место спроектировано под влиянием его творческих открытий.

В основу архитектурного решения здания бизнес-школы Сколково легла одна из супрематических работ Казимира Малевича. А на территории инновационного центра есть улица, названная в честь этого художника.

2.jpg

Беспредметное искусство

Дискуссия началась с выступления Ольги Александровны Барановой, искусствоведа, заведующей кафедрой дизайна ИГУМО. Она отметила, что фигура Малевича невероятная и уникальная. С одной стороны, это художник, имя которого знакомо абсолютно всем, с другой – мало кто понимает его идеи, поэтому только единицы могут по достоинству оценить творчество супрематиста.

Его концепция исходит из сформировавшейся в искусстве начала XX в. беспредметной, конфигуративной живописи. Для Малевича главенствующую роль в ней должен играть цвет, который является наивысшим выражением энергии. Наиболее точно выразить цвет помогают геометрия плоских фигур.

3.jpg

Почему квадрат?

Малевич считал, что квадрат – первоформа, из которой появляются другие фигуры. Квадрат для художника – создание человеческого разума, поскольку эта модель не встречается в природе. Горы, солнце, луна – всё, что нас окружает, обличено в иные формы, в то время как квадрат – результат мыслительного процесса человека.

6.jpg

Искусство без границ

Малевич говорил, что реальное творчество может существовать только тогда, когда никто не оказывает влияние на художника. Творческая деятельность позволяет человеку вступить в диалог с космосом, а беспредметное искусство – наиболее совершенный язык этого диалога.

Творческий замысел произведения «Черный квадрат» появился в результате озарения. История его создания показывает, как творческий человек с помощью веры в свою идею может изменить мировую конструкцию, перевернуть представления людей о многих вещах.

Интересно, что теоретически идея супрематизма была сформулирована уже после создания произведения «Черный квадрат». А в основе понятия «супрематизм» лежит латинское слово supremus – доминирующий, наивысший.

4.jpg

Как творчество Малевича повлияло на каждого из нас?

Выступление искусствоведа Ольги Александровны Барановой продолжила Барбара Дитрих, главный редактор журнала «Diplomatic world». Она отметила, что «Черный квадрат» – одна из наиболее значимых картин XX в. Произведение связано с выходом за рамки и границы возможного для каждого из нас. Как из абсолютного ничего рождается пространство для новых идей.

Барбара считает, что произведение открыло «глубинные секреты беспредметной природы физической реальности». А Малевичу удалось шагнуть далеко вперед благодаря своему передовому мышлению и пониманию, что искусство можно расширить до невероятных пределов двумя способами: через освобождение от оков материального и изучение развития мира.

Идеи Малевича оказали влияние на каждого из нас, поскольку концепция беспредметного искусства позволила понять, как мы воспринимаем цвет. Но еще больше философия супрематиста повлияла на современных художников. Подробнее об этом рассказал Фредерик де Вильде, видеообращение которого прозвучало на public talk. Он создал «самую черную материю в мире», и эта работа напрямую связана с «Черным квадратом» Малевича. Она реализована на атомарном уровне и представляет собой поле, поглощающее свет на любых частотах.
7.jpg 8.jpg 9.jpg 10.jpg 11.jpg 12.jpg 13.jpg 19.jpg 14.jpg 15.jpg 16.jpg 17.jpg 18.jpg
7.jpg 8.jpg 9.jpg 10.jpg 11.jpg 12.jpg 13.jpg 19.jpg 14.jpg 15.jpg 16.jpg 17.jpg 18.jpg
«Смелость и эксперимент в творчестве»

В завершение встречи выступила студентка факультета дизайна ИГУМО Анна Харикова, которая отметила, что как современный художник не раз слышала фразу «Все уже создано до вас. А вам остается только перерабатывать уже существующие идеи». Но фигура Малевича вдохновляет молодых авторов на смелость и эксперимент в творчестве. Художник навсегда стал доказательством для будущих поколений, что искусство безгранично и постоянно позволяет создавать новое.

В рамках public talk были презентованы арт-объекты, на создание которых авторов вдохновило творчество Казимира Малевича: «самая черная материя в мире» бельгийского деятеля науки и искусства Фредерика де Вильде; произведение «Бесконечность» немецко-бельгийской художницы Ульрике Боленц; арт-объект из 106 эквадорских живых роз и алмазной пыли от итальянского флориста Кончетты Спитарели.

Напоминаем, что уже 20–21 апреля в ИГУМО в 7-й раз пройдет фестиваль DOCA. В рамках спецпроекта «Более черный, чем квадратный» собственный взгляд на творчество Казимира Малевича выразят студенты ИГУМО, известные и начинающие российские и зарубежные художники.

КРИС.png
ТЕКСТ

Кристина Данилина
студенческий бизнес-инкубатор «Агентство актуальных коммуникаций»


Возврат к списку

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
15 ФЕВРАЛЯ В 12:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

IV Московский молодежный
фестиваль фотографии

Прием конкурсных работ до 03 февраля 2025 года

Подробнее

II Московский Фестиваль рекламы
для школьников «New Sparks»

Прием конкурсных работ до 30 марта 2025 года

Подробнее
Подать online-заявление