Наши новости
подписатьсяНаши новости
подписаться
День народного единства подарил России несколько выходных дней, вследствие чего я выкроила время для посещения Парижа и близкого знакомства с его самыми главными достопримечательностями. Рассказать обо всех нереально, затрону лишь его музейные изыски.
За эту неделю я получила эмоциональную и психологическую разгрузку после тяжелых московских будней. Однако была и неплохая физическая «зарядка», так как ходить по Парижу пришлось много, благо погода позволяла.
Итак, о музеях. Мне удалось посетить прекрасный музей Клода Моне, расположенный в особняке Мармоттан на западе Парижа. По счастливому стечению обстоятельств помимо постоянной экспозиции творений Клода Моне в это время в музеи проходила выставка работ Рубенса, Ван Дейка, Йорданса. Не могу себя отнести к особым почитателям стиля барокко, который представляют перечисленные художники, однако полотна Моне меня действительно поразили. Убедилась: его картины нужно обязательно смотреть «живьем», в подлиннике. На картинках, просмотренных в Интернете или в рекламных проспектах, не передаются вся мощь и сила его кисти. Именно поэтому посещение музея стало для меня настоящим открытием этого художника.
Последние годы жизни Моне посвятил зарисовкам воды, цветов: ирисов, кувшинок… На его работы можно смотреть так же долго, как на огонь или воду. Они настраивают на позитивное мышление и заставляют продумывать собственную интерпретацию увиденного.
С удовольствием посетила могучий и великий Лувр. Конечно, увидеть все экспозиции не было возможности, поскольку музей действительно огромен. Но полюбоваться главными экспонатами все же посчастливилось: знаменитая «Джоконда» красуется под толщиной бронированных стекол, «Венера Милосская» словно освещает пространство красотой своей белой мраморной кожи, смотрит в будущее, неудержимо стремясь вперед, «Ника Самофракийская», как будто вот-вот взлетит в зале Денон. Вообще мастерство создателей скульптур просто поражает воображение: как легко «прорисованы» складки летящей одежды, как тонко создан матрас, на котором млеет Гермафродит, а ведь все это – из камня… И хотя эти произведения каждый из нас уже видел, они как в первый раз трогали душу и сердце. Вот что значит великое искусство!
Но главным открытием этой поездки для меня стало посещение Национального центра искусства и культуры имени Жоржа Помпиду. Начнем с того, что это один из трех ведущих мировых центров современного искусства. Второй находится в Лондоне (галерея Tate Modern), а третий – в Нью-Йорке (галерея MoMA). Само здание музея Помпиду напоминает завод с огромными разноцветными трубами, располагающимися снаружи здания. Да и интерьер очень даже в стиле лофт, который известен студентам факультета дизайна ИГУМО по потолкам в PR-лаборатории, а также новой арт-студии. Огромная площадь перед музеем Помпиду уже давно облюбована бродячими артистами, уличными музыкантами, циркачами и художниками. Особого внимания заслуживает экстравагантный фонтан близ самого здания музея. В фонтане расположены различные элементы творчества Дали, что придает ему особое очарование и неординарность.
Итак, музей Помпиду. Там есть как постоянные коллекции, так и временные. На первом этаже находится кинотеатр, где часто проходят кинофестивали и показы артхаусного кино.
Второй и третий этажи выделены под богатую публичную библиотеку имени Кандинского, содержащую огромное количество книг и видеофайлов. Все книги доступны только для ознакомления в читальном зале. В библиотеке имеются экраны для просмотра видео, а также лингафоны для прослушивания аудио.
Третий и четвертый этажи занимают постоянные экспозиции Музея современного искусства, где представлены такие направления, как живопись, фотография, графика, инсталляция, архитектура, дизайн, видео- и арт-перфоманс. Помимо современников в музее можно найти произведения великих живописцев ХХ в., таких как Матисс, Пикассо, Шагал, Кандинский. Лично мне очень приглянулась коллекция современного искусства «Collections contemporaines (des années 1960 à nos jours)».
Достаточно широко в музее был представлен постмодернизм. В 1980-е годы многие художники отступили от иллюзий, навеянных авангардом ранних десятилетий. Противоречивые произведения искусства изобиловали. Разница между объектом искусства и обыденной жизнью постепенно стерлась. Искусство стали рассматривать как бизнес, объект медиаотрасли. Таким образом, появилась форма эстетического релятивизма. Это развенчание иллюзий, очень четко определенное для постмодернизма в искусстве, чувствовалось как болезненная утрата, с одной стороны, но и как освобождение – с другой. На сегодняшний день постмодернизм кажется уже более двусмысленным и более тонким, чем казалось тогда: это не просто конец старой истории, а начало новой жизни.
Очень интересные и порой неожиданные инсталляции, заставляющие задуматься… яркие и противоречивые картины… двусмысленные фотографии… безумные «миксы»: розовая комната с семью светящимися прожекторами, создающими очертания звезды. Это ли не место, где сбываются мечты? Черно-белая пещера посреди музея, где графическими иероглифами вычерчены плавные геометрические фигуры. Неожиданные и «вызывающие» решения. Каждый арт-объект действительно уникален. И это восторг!
Здесь, как нигде, осознаешь – современное искусство есть! Его просто не может не быть! А залы с более ранним современным искусством, со скульптурами и живописью Пикассо, Шагала, Кандинского и других также были как экскурс пусть в недалекое, но прошлое. И все же их невозможно (да и непростительно) миновать. Прекрасную и чувственную картину Шагала «Les Mariés de la tour Eiffel» можно рассматривать часами.
Во многом понять современное искусство помогли, как ни странно, дети! Неоспоримое преимущество музея Помпиду – наличие мест, где можно оставить детей. Для маленьких посетителей работают художественные мастерские, а также представлено множество экскурсионных программ. Было очень интересно увидеть целые группы малышей, усевшихся перед достаточно необычными и неоднозначными картинами, чтобы послушать, как им «на детском языке» объясняют их содержание. Многие картины, сюжеты которых для меня были недосягаемыми, открылись после того, как были прослушаны объяснения экскурсовода для детей. В моем сознании все встало на свои места, и я увидела то, что было заложено автором в идею создания произведения. Детишки здесь, как правило, сидят со своими раскрасками, им поясняют замысел художников по-доброму, никуда не спеша, вкладывая душу.
На пятом этаже музея расположены Grande Galerie, где представлены временные экспозиции, и ресторан «Le Georges», который поражает всех своим интерьером. На этом этаже мне удалось посетить временную экспозицию классика французского современного искусства Бертрана Лавье. Изрисованный черными красками рояль «Steinway and sons», фотоаппарат «Зенит», вдребезги разбитый красный автомобиль, необычное пространство выставки, причудливые стены, фигуры, инсталляции, картины…
А вид на Париж, который открывается с высоты музея Помпиду, просто захватывает дух… Париж – это место, где на каждом шагу перед вами словно вырастают из-под земли памятники искусства: потрясающая и безумно красивая Эйфелева башня, грандиозная Триумфальная арка, современная арка Ля Дефанс, Площадь Согласия (Place de la Concorde), кабаре «Мулен Руж», белоснежная и божественная церковь Сакре-Кер, живописный Монмартр, величественный готический собор Нотр-Дам, утонченная и светлая Сент-Шапель, Музей инвалидов, где находится могила Наполеона, Лувр, мост Александра III и многое-многое другое. В общем, Париж прекрасен!
Декан факультета дизайна ИГУМО Е.М. Волынкина
В ИГУМО начала работать мастерская комикса Анастасии Воробьёвой
ИГУМО на Международном конгрессе архитекторов и дизайнеров
Студенты ИГУМО на выездном занятии в музее-усадьбе «Абрамцево»
Геометрия, искусство, дизайн: мастерская Ивана Егорова в ИГУМО
День дизайнера и фотографа 2024 в ИГУМО
Год в институте дизайна: проекты, выставки и другие достижения
Защита дипломных дизайн-проектов для заказчиков
Диплом выпускницы занял первое место в C-IDEA Design Award