Официальный интернет-портал
Института гуманитарного образования и информационных технологий


В системе образования с 1993 года

Жертва или Спаситель?

Сколько раз мы сталкивались с людьми, которые привыкли винить во всех своих неудачах кого угодно, кроме себя. Возмущались жестокости других. Или восхищались небезразличием к чужому горю и проблемам. Но знали ли вы, что все эти типы людей – часть одной модели поведения? Некоего треугольника. Нет? Тогда вы точно пропустили нашу Школу психологии.

Последнее в этом году занятие провела кандидат психологических наук, доцент Юлия Львовна Сорокина. Темой обсуждения стал треугольник Карпмана. Сначала школьникам и студентам 1-го курса факультета психологии рассказали, что представляет собой это явление. Итак, треугольник Карпмана – это модель взаимоотношений между индивидами трех различных типов; своего рода игра, которая отражает реальность. Данная модель подразумевает деление личностей на три типа: Жертва, Преследователь и Спасатель. Между первым и вторым возникает конфликт, а вот третий пытается уладить ситуацию и выручить пострадавшего. Особенностью является то, что подобное положение может сохраняться на протяжении многих лет, в той или иной мере устраивая каждую из сторон. Преследователь, как сильная личность, терроризирует окружающих. Жертва находит удовлетворение в том, что перекладывает на других ответственность за свои неудачи. А вот Спасатель видит свое предназначение в помощи всем и каждому в сложных ситуациях. 

институт-психологии-13_2.jpg

После увлекательной теоретической части началось практическое воплощение треугольника. Ребят разделили на группы, в которых они представляли определенные роли. Их задача заключалась в том, чтобы нарисовать свои образы и пути избавления от них. Например, воплощением Жертвы стал заплаканный мальчик; Спасателя – образ Супермена, а Преследователя – строгий отец, который замахивается ремнем на ребенка.

Для первокурсников это было особенно полезно, ведь на парах им еще не рассказывали про треугольник Карпмана, а знать о подобной модели отношений и путях решения проблем, связанных с той или иной ролью, необходимо для их будущей профессии.

институт-психологии-13_3.jpg

Как и всегда, занятие не оставило никого равнодушным. В восторге были все: и школьники, и студенты. Ребята проявляли активность и заинтересованность. Также каждому из участников дали возможность высказаться по поводу своего рисунка и его значения, вкладывая в ответ свой жизненный опыт и знания. 
На этом завершилась наша Школа психологии. Однако не стоит расстраиваться, если вы так и не попали на занятия: в следующем году у вас будет такая возможность. Обязательно приходите!

Юлия Голованова, студентка 3-го курса факультета журналистики

05.12.2017
Просмотров: 88

Возврат к списку