все новости института

Преемственность как принцип развития научной мысли

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Преемственность как принцип развития научной мысли

На современном этапе развития общества наша страна нуждается в совершенствовании интеллекта и воспитании характера молодого поколения. И образовательные учреждения должны подчинить свою деятельность именно этим задачам, ибо развитый интеллект для процесса познания гораздо более важен, чем академическая успеваемость.

Институт гуманитарного образования и информационных технологий, определяющий свою миссию и главное отличие от других вузов как «Ответственное образование», взял курс на развитие мыслительной деятельности студентов и формирование способности самостоятельно добывать знания. Первостепенное внимание уделяется именно развитию интеллектуальных способностей студентов, а не формированию умения усваивать информацию, которая очень быстро может устаревать.

Преемственность как принцип развития научной мысли

Заявленные ИГУМО научно-исследовательские направления включают не только деятельность состоявшихся ученых, но и первые попытки исследовательского осмысления действительности, предпринимаемые нашими студентами. Возникают общность установок и видимая согласованность действий, которая обеспечивает преемственность традиций научных исследований разных направлений.

Процесс преемственности в науке (но не только в ней) может быть выражен в терминах «традиция» (старое) и «инновация» (новое). Это две противоположные диалектически связанные стороны единого процесса развития науки: инновации вырастают из традиций, находятся в них в зародыше; все положительное и ценное, что было в традициях, в «снятом виде» остается в инновациях. Инновация (в самом широком смысле) – это все то, что возникло впервые, чего не было раньше. Характерный пример инноваций в прошлом – научные открытия, фундаментальные, «сумасшедшие» идеи и концепции: квантовая механика, теория относительности, синергетика и т.п.

Преемственность как принцип развития научной мысли

Традиции в науке – это знания, накопленные предшествующими поколениями ученых, передающиеся последующим поколениям и сохраняющиеся в конкретных научных сообществах, научных школах, направлениях, отдельных науках и научных дисциплинах. Множественность традиций дает новым поколениям исследователей возможность выбора. Эти традиции могут быть как позитивными (что и как воспринимается), так и негативными (что и как отвергается). Жизнеспособность научных традиций коренится в их дальнейшем развитии последующими поколениями ученых в новых условиях.

Уходящий 2012 год знаменателем тем, что в институте был успешно осуществлен научный проект «Юбилейная серия студенческих работ к 20-летию ИГУМО». Проект направлен на исследование студентами актуальных проблем современности в гуманитарных областях знания – юриспруденции, лингвистике, психологии, журналистике, экономике и менеджменте, прикладной информатике, рекламе и PR. Данная тематика соответствует шести приоритетным направлениям научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава ИГУМО, в рамках которых осуществляются планирование исследований, защита диссертаций, подготовка и публикация результатов научных разработок. Эти направления: «Современные проблемы цивилистики»; «Системное изучение языков профессионального общения»; «Психологические проблемы личности и поведения»; «Криминологические проблемы борьбы с преступностью»; «Инновационная активность участников рынка»; «Математическое моделирование в комплексных системах». Все шесть направлений объединяет антропоцентрический подход к исследованию – изучение человека в его сущности и деятельности.

Преемственность как принцип развития научной мысли

В своей исследовательской работе молодые ученые продемонстрировали умение выделить актуальные проблемы, определили объект и предмет исследования, сформулировали цели и задачи, проанализировали эмпирический материал и научную литературу. При этом студенты четко понимали, что каждый шаг науки подготавливается предшествующим этапом, а каждый ее последующий этап закономерно связан с предыдущим. Заимствуя достижения предшествующей эпохи, наука непрерывно движется дальше. Однако это не есть механическое, некритическое заимствование; преемственность – это не простое перенесение старых идей в новую эпоху, не пассивное заимствование всего содержания используемых теорий, гипотез и методов исследования. Преемственность обязательно включает момент критического анализа и творческого преобразования. Она представляет собой органическое единство двух моментов: наследования и критической переработки. Только осмысливая и критически перерабатывая знания предшественников, ученый может развивать науку, сохраняя и приумножая истинные знания и преодолевая заблуждения.

Очень важным фактором стимулирования научных исследований студентов является возможность публикации их работ. Начинающие исследователи должны видеть, что институт серьезно относится к их способностям творчески применять в практической деятельности достижения научно-технического прогресса и быстро адаптироваться к современным условиям развития общества.

В проекте представлены оригинальные студенческие работы теоретического, прикладного и дискуссионного характера, в которых освещаются результаты исследований по научным направлениям, не только совпадающим с профилем подготовки специалистов нашего института, но и гармонично вливающимся в направления исследовательской деятельности наставников научных работ студентов. В этом проекте студенческими исследованиями руководили наиболее опытные ученые: в области юриспруденции – профессор Ю.М. Антонян и профессор М.В. Волынкина; в области психологии – профессор А.Н. Глушко, доцент Ю.Л. Сорокина и доцент О.М. Румянцева; в области лингвистики – профессор Г.Н. Гумовская, профессор Е.Б. Яковенко и доцент О.О. Куреня.

Преемственность как принцип развития научной мысли

Аналитическое освоение проблем автоматизированных систем управления (АСУ) под руководством профессора А.С. Старостина позволило решить ряд практических задач по оптимизации и автоматизации документооборота в современных бизнес-компаниях и гостиничном бизнесе.

Под руководством ученых кафедры информационных систем и технологий осуществлены работы по проектированию системы автоматизации процесса выявления остаточных знаний студентов вуза (С.В. Божко) и по внедрению электронного документооборота (О.В. Колганова).

Интересным и весьма актуальным представляется создание в рамках данного проекта студенткой 4-го курса юридического факультета и выпускницей этого года факультета иностранных языков М. Заверухой словаря терминов авторского права стран англо-американской правовой семьи (Великобритании, Соединенных Штатов и Канады). Научное руководство осуществляли профессор М.В. Волынкна (доктор юридических наук) и профессор Г.Н. Гумовская (доктор филологических наук); рецензент – профессор Ю.М. Сергеева (доктор филологических наук).

От факультета экономики были представлены работы по решению проблем малого бизнеса и эффективности инвестирования (бизнес-проект по созданию ООО «МаркетДорСтрой» В.Н. Никитина) и по анализу финансовых результатов предприятия (В.Ю. Степанян).

Не менее актуальными и интересными являются и исследовательские работы студентов в области журналистики, рекламы и PR, филологии (русской, романской и германской), гражданского и уголовного права, клинической психологии. С работами можно ознакомиться на экспозиционном стенде, расположенном на пятом этаже рядом с отделом научных и международных проектов (ауд. 506).

Проректор по науке и международным проектам профессор Г.Н. Гумовская


Возврат к списку

ВСЕ НОВОСТИ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
20 АПРЕЛЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее