все новости института

Философские проблемы искусства в атмосфере филармонии

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Философские проблемы искусства в атмосфере филармонии

Искусство – тема вечная. Но когда вы замираете перед живописным полотном или с последним аккордом музыкального произведения у вас перехватывает дыхание, вряд ли вы мыслите философскими категориями. Между тем они есть. И разбираться в них совсем неплохо, особенно студентам творческих факультетов.

А потому совсем неудивительно, что 12 декабря 2012 г. по инициативе деканата факультета дизайна ИГУМО в Институте гуманитарного образования и информационных технологий состоялся двойной мастер-класс по философским проблемам искусства.

Первая часть представляла собой обзорную лекцию-презентацию «Философия искусства», подготовленную кандидатом философских наук Е.Г. Бразуль-Брушковским.

– Что такое искусство и какова его природа?

– Что делает художник – творит, выдумывает, представляет, отражает или интерпретирует?

– Может ли интерпретация быть неверной и как отличить истину от неистины?

– Что такое репрезентация?

– Что дает искусство – переживание или понимание? Если переживание, то нужно ли учиться искусству? Или любое чувство – это величайшее благо, потому что делает нашу жизнь ярче? Если понимание, то как можно научить понимать искусство?

– Что такое дизайн – падение высокого искусства до уровня прикладного, новая форма искусства или же новый modus Vivendi человека современного?

– Сохраняется ли авторство в искусстве сегодня, особенно если речь идет о деятельности нескольких тысяч людей, результат труда которых нашел воплощение, к примеру, в одной киноленте?

– Кто такой музыкант – соавтор произведения, слуга аудитории или аппарат для воспроизведения музыкального текста?

Вот те вопросы, которые были рассмотрены в ходе первой пары.

Философские проблемы искусства в атмосфере филармонии

При этом Евгений Георгиевич был воплощением человека искусства. Он не просто погружал студентов ИГУМО в сложную и удивительную материю, а делал это легко, артистично, доступно. Аудитория не могла не реагировать на разыгранные им диалоги, в которых все – от позы до интонации – было настолько по-театральному, что у многих вызвало ассоциацию с театром одного актера. А когда речь зашла о музыке, Е.Г. Бразуль-Брушковский привычно сел за пианино. Фрагменты из музыкальных произведений, известных и неизвестных залу, придали философской лекции камерный характер. И пусть это было непривычно, но однозначно трогало душу…

А еще музыкальные темы стали прелюдией для настоящей филармонической музыки.

Мастер-класс пианиста Дмитрия Онищенко на тему «Простое в сложном: музыкальная герменевтика на примере анализа „Крейслерианы“ Роберта Шумана» начался с лекции-рассуждения об эпохе романтизма, представителем которой был этот композитор, о загадочной двойственности его творчества. Из европейского литературного наследия были извлечены «Записки кота Мурра». Житейские воззрения кота непостижимым образом накладываются на музыкальные страдания капельмейстера Иоганесса Крейслера (пророческий выбор имени – скрипач Крейслер через много лет занял свое место на музыкальном Олимпе). И уже не разобрать, где кот, где человек…

О музыкальных страданиях поведал миру Эрнст Теодор Амадей Гофман, удивительный немецкий писатель, проживший чуть больше 45 лет. Его персонаж, Крейслер, как и все романтики, был влюблен, гениален и непризнан; как и все романтики, он не склонялся перед авторитетами и, наверное, поэтому был неисправимым неудачником, человеком с причудами: поэты его обожали, обыватели презирали. В «Крейслериане» Шуман, которому судьба тоже отвела чуть больше 40 лет, наполнив последние годы жизни безумием, создал музыкальный портрет гофмановского музыканта, воплотил его видения и взгляды, отражая характером музыки характер персонажа.

В исполнении Дмитрия Онищенко «Крейслерина», в которой мягкие лирические темы неожиданно чередуются с бурными ритмами, вызывала восторг и даже легкую дрожь. 29-летний музыкант-виртуоз, с 12 лет принимающий участие в международных музыкальных конкурсах, в 2006 г. окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского и тремя годами позже аспирантуру. Обучался в Королевском Северном колледже музыки в г. Манчестер (Великобритания), стажировался в Высшей школе музыки в г. Ганновере (Германия). Стипендиат Президента Украины (1999–2005), стипендиат Фонда Владимира Крайнева, Фонда М. Л. Ростроповича (стипендия имени Э. Гилельса).

Философские проблемы искусства в атмосфере филармонии

Среди побед пианиста – премия Международного конкурса им. П.И. Чайковского (Москва, 2002), победа на Международном конкурсе Vianna da Motta (Лиссабон, 2007). Первые премии на международных конкурсах: памяти Владимира Горовица (Киев, 2001), Владимира Крайнева (Харьков, 2000), конкурса им. Н. Лысенко (Киев, 2007), Международного конкурса молодых исполнителей в г. Энсхеде (Нидерланды, 2004), третья премия и специальный приз-за лучшее исполнение пьесы австралийского композитора на Сиднейском международном фортепианном конкурсе (Австралия, 2012).

Ему аплодировали в городах России, Украины, Беларуси, Латвии, Польши, Чехии, Германии, Франции, Великобритании, Нидерландов, Испании, Португалии, Турции, Иордании, США, Австралии, Японии, Республики Корея. И то, что он стал гостем ИГУМО, – большая честь для института. Сыграв «на бис» «Осеннюю песню» П.И. Чайковского, Дмитрий Онищенко без снобизма «звезды» принял заслуженные комплименты, заметив, что интерес к классике у студентов вуза – явление, к сожалению, нечастое, и потому приглашение на мастер-класс в ИГУМО приятно вдвойне.


Возврат к списку

ВСЕ НОВОСТИ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
20 АПРЕЛЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

II московский молодежный фестиваль
анимации и иллюстрации

Open Call
до 03 апреля 2023

Подробнее

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее