вернуться

Опыт министра - студентам ИГУМО

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

МИНИСТР-ПРЕПОДАЕТ-В-ИГУМО_замена_1.jpg

В любой профессиональной деятельности присутствует такое понятие, как социальная ответственность, ведь по-настоящему образованный человек всегда понимает последствия своих действий. В наш институт преподавать дисциплину «Социальная ответственность журналистики» пришел настоящий эксперт – Татьяна Викторовна Новикова, кандидат филологических наук, бывший председатель Государственного комитета по делам молодежи России. Мы побеседовали с ней и узнали много интересного.

Сколько лет Вы уже работаете с молодежью?

Всю сознательную жизнь. Практически со студенческих лет. У меня были разные этапы такой деятельности: сначала занималась этим на общественных началах, а после уже стала работать профессионально.

Почему Вы решили посвятить этому жизнь? Почему именно с молодежью, не со взрослыми людьми?

В советское время, когда начинался мой трудовой путь, у меня были разные варианты: я просто могла работать по специальности (по образованию я экономист). Но так сложилось, что я всегда была человеком с активной жизненной позицией и потому попала на комсомольскую работу. В комсомоле я росла профессионально. Доросла до первого секретаря Обкома ВЛКСМ Кемеровской области и затем секретаря Российского комсомола. После этого работа президентом молодежного фонда, это было мне близко и понятно, а потом - председатель Государственного комитета по делам молодежи России, и это тоже было определено моим опытом, моей прежней жизнью. И все эти годы я работала с людьми разного возраста, но в интересах молодежи.

Когда ушла с государственной службы, начала работать по разным направлениям и проектам, создала свое некоммерческое партнерство, генеральным директором которого работаю и сегодня. В прошлом году меня как эксперта попросили вернуться к государственной молодежной политике, и я сделала это, поскольку, несмотря на 25-летний срок существования в нашей стране, молодежная политика еще не обрела свои системные контуры. Я как профессионал, как человек разбирающийся могу способствовать развитию такой системы.

Что все-таки сложнее: быть министром или преподавать?

Преподаю я параллельно со своей профессиональной деятельностью. Вообще, любая работа, если ты относишься к ней с полной отдачей, сложная. Государственная служба – трудное занятие, поскольку это огромная ответственность. Это понимаешь, когда сам начинаешь работать, когда от твоих действий зависят многие люди. Если говорить о преподавании, то мне интересно общаться с сегодняшней молодежью, вы другие. Общаясь с вами, могу видеть те проблемы, вопросы, которые я как эксперт решаю, формируя государственную молодежную политику. На вашем примере я могу увидеть, насколько эта политика правильная и отвечает вашим потребностям. Вы как лакмусовые бумажки, которые показывают, в том ли направлении мы двигаемся.

В обществе существуют две полярные точки зрения насчет молодежи. Кто-то говорит, что молодые люди ушли в интернет, что они не в социуме, не интересуются, что происходит в стране. Кто-то говорит обратные вещи: наша молодежь патриотична, она готова защищать родину. Те и другие правы, потому что они говорят о разных существующих группах.

Видите ли Вы разницу между современными молодыми людьми и теми, кто был молод 20 лет назад?

Разница в том, что у сегодняшней молодежи больше возможностей выбора. Есть те информационные ресурсы, которых не было у нас. Сегодня вы имеете доступ к огромному количеству информации, и это в какой-то мере проблема, потому что эту информацию нужно уметь анализировать. Наличие понятийного мышления помогает в этом, но оно сформировано не у каждого, и это не вина, а беда молодых людей. Общаясь со своими студентами, вижу, что многие это понимают и пытаются поправить пробелы среднего образования. Насчет остального могу сказать, что и про нас наши бабушки говорили, цитируя классика: «Вот то-то было наше время, не то, что нынешнее племя». Я считаю, что у нас молодежь замечательная. Недавно была на XIX Всемирном фестивале молодежи и студентов в Сочи, посмотрела, как он отличался от XII фестиваля, делегатом которого я была 32 года назад. С исторической точки зрения  это очень маленький срок, но перемены значительны: у молодых людей был сложный выбор мероприятий и событий, которые они хотели посетить, ведь много всего проходило параллельно. Для этого нужно обладать сформированными интересами. 32 года назад все проходило по четкому расписанию. Конечно, молодежь во все времена одинаковая, разнятся лишь возможности, которые у нее есть, и эти возможности накладывают на нее определенные обязанности и ответственность.

Когда Вы начинали свою общественную деятельность, было ли в ходу такое понятие, как «социальная ответственность»?

Понятие социальной ответственности было всегда, только сформулировано оно было во множестве определенных вещей. Вся страна знала, что есть моральный кодекс строителя коммунизма, где заложены социальные нормы, которых должен придерживаться человек. У людей религиозных были и есть свои заповеди. Нормы остались теми же самыми. Научный термин «социальная ответственность» – это целый свод правил, законов, ответственности. Без понимания объективно обусловленной необходимости соблюдения человеком основных правил, требований, принципов, устоев совместного общежития и в обществе, и в государстве были бы хаос, своеволие, произвол. Так что соблюдение норм и правил социальной ответственности – это в определенной степени самосохранение человека, общества и государства.

Говоря об ответственности общественной или гражданской, с чем связано то, что часть молодежи политически неактивна: не обладает своей позицией, не ходит на выборы?

Дело в том, что молодые люди не чувствуют своей сопричастности государству, и в этом не их вина. Недостаточно социальных институтов, где молодые могут социализироваться, участвовать, где их мнение, их вклад в различные важные общественные дела, в развитие государства очень важны. Говоря о государственной молодежной политике, нам нужно вернуть молодым людям такие понятия: «Мы – я и мое государство», «Мы – я и мое общество». Если у человека нет этого чувства единения, то он не считает должным ходить на выборы и что-то решать. Он думает, что от его голоса ничего не зависит. И такая позиция обусловлена средой, в которой молодой человек формируется: семья, школа, общественные организации – коллектив.

Придерживаетесь ли Вы мнения, что в последние десятилетия люди стали с меньшим доверием относиться к государству, друг к другу?

Да, сейчас нет такого единства людей. Много возможностей, событий, множество разных источников информации. Люди стали более разрозненными, потребность в личном общении уменьшилась, нередко люди не знают соседей по лестничной площадке. В то же время российскому народу присуща соборность, радость и горе людей сплачивают. И один из примеров – «Бессмертный полк»: равнодушные люди не прошли бы в его рядах во многих городах и странах. А доверие к государству тоже имеет объективные причины, за каких-то 30 лет наша страна прошла и стагнацию, и революцию, и возрождение. Этот период пришелся на жизнь и молодежи, а такие катаклизмы бесследно не проходят.  

Какими проектами Вы занимаетесь сейчас?

Есть проекты, которыми мы реализуем давно: это проект «Моя Москва» – привлечение москвичей к активной деятельности по наведению порядка в своем доме, дворе, проект в поддержку и возрождение детской песни «Крылатые качели», гражданско-патриотический музыкальный фестиваль «Мы – едины, Мы – Россия», проект «Интенсив» – молодежная дискуссионная площадка и др.

Вы написали кандидатскую диссертацию на тему толерантности в СМИ. Почему именно эта тема?

На тот момент я работала над проектом поддержки отечественных производителей средствами массовой информации. Это был 1999–2000 год, многие вещи были в новинку, и СМИ зачастую не совсем корректно, не совсем профессионально относились к нашим отечественным производителям, которые учились жить в новых экономических условиях. Мы на многих встречах и семинарах сталкивались с такой проблемой. Тогда и появилась тема, сначала на уровне осмысления. Затем состоялся разговор с деканом журфака МГУ Ясеном Николаевичем Засурским. Выслушав меня, он предложил обосновать это с научной точки зрения как очень интересную тему. Он курировал мою работу, даже не будучи научным руководителем. Конечно, на кафедре не все однозначно отнеслись к этой сложной теме, многие приравнивали понятие толерантности к терпимости, были нешуточные споры. Спасибо моим руководителям, я защитилась, обосновала свое видение этого вопроса.

Спасибо за интересное интервью и очень полезные лекции и семинары.

Алина Мельникова, Екатерина Шагина, студентки 2-го курса факультета журналистики ИГУМО

10.11.2017

Возврат к списку

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
20 АПРЕЛЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

II московский молодежный фестиваль
анимации и иллюстрации

Open Call
до 03 апреля 2023

Подробнее

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее