вернуться

Как создать успешный социальный материал

Недавно в центральном офисе Мегафона прошла конференция в рамках Школы журналистики по корпоративной социальной ответственности. Одним из спикеров был главный редактор журнала «Русский репортёр» Виталий Лейбин, который пришел на встречу с номером своего издания. Тема его выступления была - 10 правил создания успешного социального материала.

По словам Виталия, тему любого материала необходимо формулировать через конфликт, через проблематику – иначе все это не имеет смысла. Подача через побуждающее происшествие обеспечивает тексту зачин, завязку, смысл его создания. Для читателя это – интрига, ведь аудитория подсознательно хочет наблюдать за развитием ситуации, за вопросом, который автор задает и на который сам же отвечает.

Такой подход универсален и для репортажа, и для аналитических текстов: в качестве доказательства Виталий приводит в пример свой журнал, где нередко подзаголовками служат вопросы, обозначающие проблематику.

Также необходимо ввести главного героя, ведь люди – главные персонажи в социальных историях.  Без героя не будет нужного эффекта, это будет «письмом в мусор», как выразился Лейбин. Социальный текст – это рассказ о человеке, и читателей трогают истории других людей, таких же живых и чувствующих, как они сами. Это характерно не только для репортажей – но и для аналитических статей.

Крайне важно внимательно слушать и записывать речь героев – начинающие авторы часто максимально обрезают слова своих персонажей при редактуре, лишают их индивидуальности, искренности и жизни. Такая несовершенная, такая настоящая речь  – это драгоценность, и опытные репортеры это хорошо понимают и потому всегда пользуются диктофонами, не стремясь отшлифовать диалог. Это дополнительно делает образ героя более объемным и цельным.

Для многих новичков «острые» или глупые вопросы являются «ахиллесовой пятой» – они заранее готовятся, вносятся в план интервью, однако в итоге их не осмеливаются задать. Личные, даже интимные вопросы – это всегда импровизация, где интервьюер должен почувствовать, открылся ли ему собеседник. Тогда все происходит само собой и человек сам охотно обо всем рассказывает, настроившись на искренность. Также не надо бояться глупых вопросов: помните, что автор выступает в роли доктора Ватсона, некого наблюдателя и рассказчика, который подчеркивает глубину своего персонажа. Для аудитории всегда привлекательны моменты, где четко ощущается разница между собеседниками, ведь интервьюер должен стремиться раскрыть своего героя, а не себя самого. Для автора умничать в интервью – неуместно.

Для широты картины необходимо представлять читателям антагониста – другую сторону монеты. В журналистике это считается нормой гигиены, однако это не всегда уместно в таких форматах как интервью или очерк. Во всех остальных случаях это позволяет аудитории рассмотреть все варианты развития событий, определиться со своим мнением и увлечься текстом дальше – ведь им интересен исход конфликта, его динамика. По этой же причине нужно быть внимательным к деталям и фактам, чтобы не упустить ничего важного, и наоборот, не добавить излишков. Каждая упомянутая вами часть рассказа должна иметь ключевое значение в повествовании, иначе она является просто балластом.

Для уже упомянутой динамики событий необходимо особо подчеркнуть переломный момент ситуации, демонстрирующий прогресс и дальнейшее развитие. Это обеспечивает интригу материала, вовлекающий эффект для читателя. Не менее важна предыстория – бэкграунд всей картины. Лучше не раскрывать все карты в начале повествования – такие факты отлично подаются уже при развитом конфликте. Это сродни флешбекам в фильмах.  

Ваше отношение к ситуации докажет вам ваш профессионализм – или его отсутствие. Если за все время работы над материалом вам не захотелось иначе сформулировать тему – ваша работа прошла зря.  Ваши представления о ситуации и конфликте должны развиваться и выходить на следующий, более высокий уровень. Вместе с вами все это переживут и читатели.

Самое главное, что поможет вам в вашей работе над материалом – это четкая схема построения сюжета, от завязки к поворотному моменту и последующей развязке. Покажите сами себе процесс развития проблемы, героев, ситуации в целом, а также вашего ко всему этому отношения, и тогда результат вашего труда будет правдивым, интересным и убеждающим.

Алина Мельникова, 2ЖДЖ1

26.02.2018
Просмотров: 1167

Возврат к списку

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
08 ИЮНЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее