вернуться

10 правил создания успешного социального материала

Недавно в офисе компании «Мегафон» прошла Школа журналистики по корпоративной социальной ответственности. Одним из спикеров стал Виталий Лейбин, главный редактор журнала “Русский репортер”. Его выступление, носящее название “10 правил создания успешного социального материала”, затронуло важные аспекты подготовки журналистского текста на примерах обычных и аналитических репортажей. Выступление было выстроено в том порядке, в котором происходит работа автора и редактора.

Первое правило: “Сформулировать тему через конфликт “. При подготовке материала журналист не может взять тему, какую он хочет. Репортаж строится на основе происшествия, а аналитический репортаж – на основе гипотезы, которую нужно доказать. Если формулировать тему через вопрос, то тогда проще определить тему, которую мы исследуем.

Второе правило: “Выбрать главного героя/героев с личной историей”. Чтобы достичь социального эффекта, в тексте обязательно должен быть герой со своей историей.         

Третье правило: “Бережно и внимательно слушать и записывать речь героя”. Нужно обращать внимание на особенности речи, характеризующие человека с точки зрения, например, его профессии. Такая речь, как правило, эмоционально окрашена и ярко выражена. Эти цитаты можно использовать в качестве заголовка.  

Четвертое правило: “Осмелиться задавать острые и “глупые” вопросы”. Журналист не должен показывать свое превосходство над героем, т.к. ему необходимо раскрыть собеседника. Если человек показывает свои эмоции, это удача для журналиста. Порой героя нужно спровоцировать, чтобы он раскрылся.

Пятое правило: “Представить позицию антагониста”. Это значит, что в зависимости от мотива, конфликт может быть внешним или внутренним, и о нем также необходимо сказать.

Шестое правило: “Быть внимательным к существенным репортажным деталям”. При этом необходимо вырезать все несущественные детали.

Седьмое правило: “Выделить переломные события и поступки героев”. Здесь важно обращать внимание на ключевые слова, которые помогут подробнее раскрыть сложившуюся ситуацию.

Восьмое правило: “Рассказать предысторию и собрать открытые факты по теме”. Предыстория должна быть упомянута после того, как становится ясна тема. При этом предыстория может содержаться в самом репортаже, а может быть найдена дополнительно. Если в интервью не получается подробно раскрыть историю целиком, то следует использовать другой жанр, например, очерк.

Девятое правило: “Переформулировать тему, не боясь выводов и обобщений”. Тема, сформулированная до встречи с героем, должна отличаться от той, что будет написана после. Она обязательно должна трансформироваться, стать более глубокой.

Десятое правило: “Построить историю от проблемной завязки через кульминацию к развязке”. Герой или событие должны пройти путь через проблему.

В заключение спикер сказал, что большинство журналистов пишут заказные хвалебные тексты, занимаются пиаром. Для того, чтобы не было скучных материалов, необходимо менять среду, и в первую очередь это относится к корпорациям.

Выступление получилось очень живым, насыщенным, информативным и не перегруженным. Теоретические аспекты были дополнены практическим опытом. На это спикер обратил внимание в начале выступления, сказав, что в журналистике очень важна практическая составляющая.

Анастасия Коржова

26.02.2018
Просмотров: 1218

Возврат к списку

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
20 АПРЕЛЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

II московский молодежный фестиваль
анимации и иллюстрации

Open Call
до 03 апреля 2023

Подробнее

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее