институт дизайна

Введение в художественный анализ

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

И общий обзор сложившихся современных художественных практик
fbrep.jpg       vkrep.jpg

0.jpg

22 ноября на DOCA-talk прошла лекция «Введение в художественный анализ и общий обзор сложившихся современных художественных практик»

Художник Юрий Шабельников стал известен на московской арт-сцене в начале 1990-х годов, когда он был участником арт-группы «Искусство или смерть», созданной ростовскими и таганрогскими художниками и ставшей одним из самых ярких художественных объединений 1980–1990-х годов.

«Если обернуться назад, то можно увидеть, что эхо яростных споров, теоретических дискуссий, а то и скандалов периода 80-х сопровождало любое выступление товарищества “Искусство или смерть”, будь то символические знаки протеста в виде выставки в платном туалете на Газетном, экспозиции в выставочном зале на Береговой или другие эпатажные проекты», – пишет искусствовед Светлана Крузе.

Участники «товарищества» пытались переосмыслить современное им искусство и спорили о том, надо ли «примыкать к единому мировому искусству, войти в него» или «выстраивать альтернативу» (Шенкман Я. Машина успеха имени Мирослава Немирова // Русский журнал. 2011. 17 окт.). Тот же вопрос, пожалуй, стоит перед молодыми художниками и сейчас, хотя контекст, безусловно, изменился. Понимание ситуации и проблематики актуального искусства необходимо.

1.jpg 2.jpg 3.jpg 4.jpg 5.jpg 6.jpg
1.jpg 2.jpg 3.jpg 4.jpg 5.jpg 6.jpg

Этому и была посвящена лекция Юрия Леонидовича на DOCA-talk. Он начал ее со схемы художественного анализа, составленной им для объяснения функционирования художественной работы в мире искусства.

«Идея в искусстве не оформлена, идея проходит через критерии; концепт, художественная задача, проблема, язык, автор в центре – идея оформляется через вот эти все категории. Естественно, в центре – архив, нужно знать историю искусств. Потом сам предмет искусства: он воспринимается медиа, зрителем, институциями, причем заметьте: медиа между зрителем и институциями».

Двигаясь от одного значимого произведения к другому, мы пытались формулировать причины, по которым та или иная работа и ее автор вошли в историю искусства и повлияли на все последующие работы.

«Как вы думаете, что такое черный квадрат? Что случилось, когда Малевич Казимир Северинович создал “Черный квадрат”? Появился интерес к беспредметному. Родился интерес к абстракции. Вы думаете, тогда была абстракция? К геометрическим предметам. Квадрат – это не предмет. Искусство стало интеллектуальным».

«Черный квадрат» Малевича, Фонтан Дюшана, Стул Джозефа Кошута, Невозможность смерти в сознании живущего Хёрста, работы Кунца, Пьера и Жиля, Джона Кейджа. Все эти произведения есть в любом учебнике по истории современного искусства или путеводителе для «чайников» «Как научиться понимать современное искусство»: их важность уже никем не оспаривается. Мир искусства представляется глобальным Архивом, где для каждого художника, для каждой работы есть место, есть своего рода инвентарный номер и бирка, на которой вдумчивым критиком обозначена ее ценность. И достаточно прочитать надпись на этой бирке и сказать: «А, понятно».

Но мы можем и взглянуть на важные для истории искусства работы из своей личной перспективы и увидеть их место и роль в формировании того контекста, в котором мы существуем сейчас. Важно смотреть внимательно, непредвзято и с уважением.

«Современное искусство работает со смыслами, рождает новые смыслы».

А увидеть, найти эти новые смыслы можно в диалоге – с художественной работой, с автором, с другим зрителем. Нужно только слушать и слышать. И, может быть, тогда станет очевидно, что мы все «говорим о том же, только другими словами».

Пресс-секретарь DOCA

Дорогина Светлана



Возврат к списку

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
20 АПРЕЛЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее