институт дизайна

Студенты ИГУМО рассекретили таинственный «№ 30»

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Ж_1.jpg

Сегодня в стенах нашего института оказался человек, на плечи которого много лет возлагалась большая ответственность за всю электрику стартовой площадки и ракет на космодроме. Этот человек знает много подводных камней и секретов «Байконура». Он – бывший секретный сотрудник, «№ 30», Николай Артёмович Кантор. Сейчас, спустя много лет, он уже может рассказывать о своей службе, но раньше ни о каких встречах со студентами или интервью для СМИ не могло быть и речи.

В ходе беседы Николай Артёмович поделился парочкой секретов. Так, мы узнали, что работать во время старта ракет приходилось в бункере (25 метров под землей). И сейчас, кстати, запуски проходят оттуда же. Подготовка к ним занимала столько времени и сил, что жен и детей удавалось видеть всего несколько раз в неделю.

Да, такая работа действительно требует собранности, быстроты реакции, готовности к любому повороту судьбы. К слову, о повороте судьбы. Надо же было такому случиться, что первый же пуск, в котором Кантор принимал участие в качестве «№ 30», закончился трагически. Казалось, все шло хорошо, ракета была в полной готовности к взлету. Но неожиданно что-то пошло не так. В результате космический аппарат не вышел на заданную орбиту и упал в территориальных водах Новой Зеландии. Почему это произошло? Гораздо позже специалистами был зафиксирован производственный брак, но несколько месяцев, пока шло следствие, все были готовы к любому повороту событий. К счастью, пострадавших в результате несчастного случая не было – это был не пилотируемый запуск. Однако до сих пор Николай Артёмович вспоминает этот эпизод с волнением.

Также студенты удивились необычному процессу передачи снимков со спутника на землю. Представляете, фотопленка была рассчитана всего на 50 кадров, что по нынешним временам кажется катастрофически мало. Но несомненным плюсом тогдашней техники была большая четкость изображения, что позволяло по снимкам со спутника разглядеть даже мелкие детали, например, номер машины. Однако научно-технический прогресс не стоит на месте, и уже сегодня настала эра цифровых фотоаппаратов, которые, безусловно, позволяют сделать намного больше снимков.

Высокий градус ответственности, постоянный стресс, при этом довольно рутинный образ жизни – сложно было справляться с этим много лет подряд. Но все невзгоды остались позади, и теперь вспоминается лишь лучшее. Каждый год бывшие сотрудники космодрома «Байконур» празднуют вместе два профессиональных праздника: 12 апреля (День космонавтики) и 4 октября (день запуска первого спутника, а также День Военно-космических сил РФ).

Через призму собственной жизни, в виде неофициальной беседы, Николаю Артёмовичу Кантору удалось погрузить студентов в профессиональную жизнь работников «Байконура», а также рассказать много интересных фактов, которые обязательно пригодятся будущим журналистам.

Александра Титова, студентка 1-го курса факультета журналистики ИГУМО

Ж_2.jpg

Путешествие на «Байконур»

Этот день в ИГУМО стал космическим, потому что к нам в гости пришел бывший руководитель электрических испытаний ракеты-носителя «Союз» на «Байконуре», имевший позывной «№ 30», Николай Артёмович Кантор. Мы виртуально побывали на космодроме, узнали о тяготах службы, представили себе старт ракеты и услышали тайны подземного бункера, с которого происходит запуск.

В 1983–1998 гг. наш гость проходил службу в части, известной под названием «Гагаринский старт». Принял участие в 200 запусках ракет. На первый вопрос о строении полигона Николай Артёмович ответил без промедлений: это множество зданий и сооружений довольно далеко от города. На службу и со службы офицеров вывозили специальные электрички – «мотовозы». «Мы посчитали, что за два года мы объезжали вокруг Земли», – смеется Николай Артёмович. Со своей семьей он виделся 3–4 раза в неделю, поскольку работы было очень много.

В последние годы во время запусков Николай Артёмович находился в подземном бункере, а до этого ему удалось в нарушение строгих правил увидеть незабываемое зрелище вблизи. «Ракета – это такая мощь, что представить себе невозможно, – признается Николай Артёмович. – Даже если ты стоишь на расстоянии 20 км, ракеты не видно, не слышно ничего, но когда начинается пуск, все вокруг освещается», – захватывающе рассказывал он.

Конечно, нам, студентам, было крайне интересно узнать, видел ли наш гость запуск близко. «Честно говоря, мы нарушали правила безопасности и приближались на 152 м до старта (при условии, что смотровая площадка находится на расстоянии 1 км). Описать словами это нельзя, хочется спрятаться, а спрятаться некуда. Гул такой стоит, что страшно представить. Но когда чуть-чуть привыкаешь – это что-то невероятное».

На вопрос, хотел бы он оказаться в кабине космического корабля, Николай Артёмович четко ответил: «Нет!» «Когда смотришь на все снаружи и знаешь систему изнутри, совсем не хочется испытать это на себе», – объясняет он, и мы в очередной раз понимаем, какая трудная и опасная работа у космонавтов.

Огромный заряд положительных эмоций и обогащение новыми знаниями оставила встреча с уважаемым Николаем Артёмовичем Кантором. «Космос – это нечто непостижимое, но я чувствовал, что прикоснулся к чему-то большому и необъятному», – признался гость. Вот и я почувствовала, что после встречи с такими людьми «прикасаешься к чему-то необъятному».

Ангелина Головня, студентка 1-го курса факультета журналистики

Ж_3.jpg

Космический день

В преддверии Дня космонавтики, который отмечается 12 апреля, ИГУМО посетил бывший секретный сотрудник «Байконура» Николай Артёмович Кантор. Наш гость раскрыл некоторые секреты, связанные с запуском ракеты, и поведал о самой работе на первом и крупнейшем в мире космодроме, который в прошлом году отпраздновал юбилей – 60 лет.

Николай Артёмович Кантор окончил Военно-инженерную академию. Проходил службу на «Байконуре» с 1983 по 1998 г. на площадке № 2 под названием «Гагаринский старт». Под позывным «Тридцатый» он руководил всеми электрическими испытаниями ракеты-носителя «Союз».

«Почему же все имена сотрудников на “Байконуре” были засекречены, и почему Вам присвоили тридцатый номер?» – поинтересовались студенты. «Так исторически сложилось, – ответил Николай Артёмович. – Все зависит от боевого расчета. Кто управлял космическими аппаратами, те шли под номером “20”, кто боевыми космическими аппаратами – “50”, а, например, «двигателисты» числились “70” (“семидесятыми”). Все засекречено».

В боевой расчет входили 150–300 человек. Каждый выполнял свое дело. Много было солдат, которых надо было всему обучить, воспитать их.

«А как происходит запуск ракеты?» – спросили мы. «В два этапа. Сначала со скоростью 5 км/ч на специальной железнодорожной платформе ракета прибывает на старт. В отличие от иностранных, отечественные ракеты вывозятся в горизонтальном положении, а не в вертикальном, так как у зарубежных космодромов нет специального “установщика”. Потом ее ставят в вертикальное положение, подключают различное оборудование. Ракета проходит генеральное испытание на старте. А на втором этапе происходит ее заправка компонентами топлива – керосином и кислородом. Если ракета пилотируемая, то для нее предназначен резервный день».

Ракету ориентируют по направлению вращения Земли, чтобы использовать инерцию движения для достижения орбиты. Ракетой, как оказалось, буквально выстреливают, следовательно, главный руководитель миссии называется «стреляющим». У него обычно позывной «№ 1» – «первый».

В советское время некоторые спутники были, по сути, фотоаппаратами с одной круглой кассетой, в которую вставлялась пленка шириной 90 см. В дальнейшем космические аппараты стали вмещать несколько кассет. Сейчас, во время цифровой фотоаппаратуры, конечно, снимков с орбиты производится в разы больше. Раньше в месяц производилось 12–14 запусков, а сейчас столько происходит за год. «“Новый год” мы праздновали после каждого пуска, так как это серьезное напряжение. Каждый пуск – это всегда что-то новое», – подметил бывший секретный сотрудник.

Сейчас наш гость является системным администратором в строительной организации, но на наш вопрос о прошлой работе он ответил так: «В юности была мечта просто стать военным. В институте возили в части, на стажировки, но о космосе не могло идти и речи. Не думал и не надеялся даже. А сейчас я горжусь причастностью к такому делу!»

Екатерина Орликова, студентка 1-го курса факультета журналистики

Знакомство с «Байконуром»

Знаете ли вы, как осуществляется запуск ракеты? Почему после старта выжидают 9 минут? А как устроен космодром? В преддверии Дня космонавтики ИГУМО посетил Николай Артёмович Кантор, бывший сотрудник космодрома «Байконур». Студентам факультета журналистики удалось получить ответы на эти и многие другие вопросы.

После окончания Военно-инженерной академии имени А.Ф. Можайского наш гость молодым лейтенантом прибыл на «Байконур» и 15 лет служил в войсковой части 25741, известной в народе как «Гагаринский старт». За это время принял участие более чем в 200 запусках ракет!  Николай Артёмович начал карьеру оператором опорожнения баков, а последние 7 лет был начальником команды электрических испытаний ракеты-носителя «Союз», которая в несколько модифицированном виде запускается до сих пор. Только теперь запуски проводятся уже из трех точек: помимо «Байконура» это космодромы «Куру» (Французская Гвинея) и «Восточный».

Космодром «Байконур» строили в начале 50-х годов, и с того времени на нем проработали, представьте себе, более 3,5 млн людей! «Что такое космодром? Это много различных зданий и вспомогательных сооружений, жилых, технических. А не только место, откуда непосредственно стартуют ракеты. Это целый город», – рассказывает гость. Каждая площадка имела свое назначение: на одной был кислородно-азотный завод для обеспечения заправки ракет, на двух других обслуживали тяжелые ракеты «Протон», две площадки для ракет «Зенит», еще две – для запуска «Союза». И все это располагалось на большом расстоянии друг от друга, а сам космодром находился довольно далеко от города, поэтому офицерам приходилось подолгу добираться на работу и с работы на специальных электричках – мотовозах.

Но самая интересная часть рассказа – это, конечно же, запуск ракеты. Сначала ракета перегружается на специальное устройство, на котором очень медленно по железной дороге ее в горизонтальном положении вывозят на старт и устанавливают в стартовое сооружение. Затем к ней подключают различное оборудование. После этого проводятся генеральные испытания – имитация полета на незаправленной ракете. По результатам этой проверки принимается решение о запуске. А второй день зависит от вида ракеты. Для пилотируемой выделяется резервный день на непредвиденный случай, для боевой времени на резервный день нет, и работа идет непрерывно. Происходит заправка ракеты топливом – и осуществляется запуск.

После того как ракета оторвалась от земли, выжидают 9 минут. Ровно 540 секунд нужно до вывода космического аппарата на орбиту. «Все это время мы находились в напряжении, потому что после команды “Отрыв” боевой расчет ничего сделать не может. И мы ждали, когда же эти 9 минут пройдут», – поделился воспоминаниями Николай Артёмович. А ведь действительно: времени так мало, когда не успеваешь, и так много, когда ждешь! Трудно представить, как долго могут тянуться 9 минут, когда на тебе лежит такая ответственность. Казалось бы, ко всему можно привыкнуть, но гость признался, что с каждым запуском волнение не убавляется.

«А в качестве космонавта не возникало желания себя попробовать?» – раздался вопрос в аудитории. «Нет, – ответил Николай Артёмович. – После того как прошел всю эту школу изнутри, не рискнул бы. Но, несмотря на все рабочие трудности и огромную ответственность, сейчас я горжусь, что у меня в жизни была возможность служить на “Байконуре” и тем самым внести своеобразный вклад в историю».

Анна Ильина, 1-й курс факультета журналистики

Причастность к чему-то действительно важному

Когда весна медленно, но верно начинает вступать в свои права, очень тяжело усидеть даже на самой интересной лекции. Все так и манит на улицу  наслаждаться природой, которая приходит в себя после зимнего оцепенения. В воздухе витает аромат немного позабытого, но такого желанного лета.

Но сегодняшний день заставил студентов факультета журналистики ИГУМО отвлечься от ожившей романтики. Ведь у нас побывал очень интересный гость – Николай Артёмович Кантор, человек, отдавший 15 лет свой жизни работе на космодроме «Байконур».

К нам в институт каждую неделю приходят очень интересные гости. Большинство из них общаются с молодым поколением на темы, так или иначе связанные с нашей будущей профессией. Но космические аппараты, космодром, запуск ракет... Многие ребята знали про это только из фантастических фильмов или серьезных научных телепрограмм. Тема в той же степени притягательная, в какой и недосягаемая для обывателя. Так что излишне будет сказать, какой живой интерес вызвал разговор с Николаем Артёмовичем. К тому же мы могли почувствовать себя журналистами, которым дано задание взять интервью у профессионала в далекой от нас сфере.

Наш гость, в прошлом оператор системы опорожнения баков, а потом руководитель команды электрических испытаний ракеты-носителя, рассказывал о вещах, про которые сложно узнать из интернета. И все из-за строжайшей секретности, которой окутана деятельность на стратегических объектах и тогда, и сейчас. Как нам объяснил сам Николай Артёмович, во время его службы на космодроме каждый член команды имел индивидуальный номер. Настоящее имя было засекречено. Для чего? Во-первых, из соображений безопасности, а во-вторых, это упрощало взаимодействие людей в условиях жесткого тайминга. Кроме того, присвоение номеров производилось для разделения сфер деятельности обсуживающего персонала. Наш гость был «тридцатым».

Чего мы только не узнали о процессах подготовки, транспортировки, подключения, обслуживания и, наконец, запуска ракеты. И если задуматься: какое же невероятное множество самых крошечных факторов приходится учитывать инженерам и всем сотрудникам во время выполнения всех описанных операций! Ведь в подобном деле любая оплошность способна привести к печальным, а иногда и катастрофическим последствиям. В подтверждение этого Николай Артёмович рассказал нам про неудачный запуск военного аппарата, который рухнул в водах Новой Зеландии. Виной тому стала неправильно заложенная в него программа. Из-за инцидента обслуживающая команда даже находилась под следствием какое-то время.

Конечно, все мы подозревали: в 1990-е и 2000-е годы не было никаких компьютерных технологий в современном их представлении. Но тот факт, что программы для ракет представляли собой пленку, в которой перфоратором пробивались дырочки в определенных местах согласно необходимому курсу аппарата, вызвал у многих неподдельное удивление. А  то, что работникам приходилось каждый день преодолевать по 75 км от города до космодрома, а затем обратно, и вовсе повергло студентов в шок. Рассказ гостя все больше затягивал нас, и уже никому не хотелось быстрее подышать весенним воздухом на улице.

Николай Артёмович поучаствовал в запуске более чем 200 ракет гражданского и военного назначения, грузовых и пилотируемых кораблей. «Сейчас, оглядываясь назад, – говорит он, – я понимаю, что был причастен к чему-то очень важному. Но раньше этого не ощущалось, работа была только работой». Наш собеседник признался, что, возвращаясь назад, в места, где прошла значительная часть его жизни, он каждый раз ощущает себя помолодевшим на 20 лет. Ничего удивительного в этом нет.

Встреча действительно прошла лучше всяких ожиданий. Мы получили не только большой объем интересной и даже уникальной информации, но и своеобразный эмоциональный заряд. Ведь не каждый день можно пообщаться с такими людьми, как Николай Артёмович Кантор. Людьми, которые притрагивались, возможно, к одной из вершин современной человеческой мысли. И не только притрагивались, но еще и поднимали эти полифемовы громады в воздух.

Василий Бидин, студент факультета журналистики

P.S. Мы благодарим Николая Артемовича за интересный рассказ и поздравляем его и всех людей, благодаря которым проходило и происходит освоение космоса, с Днем космонавтики! 


Возврат к списку

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
20 АПРЕЛЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее