Наши новости
подписатьсяНаши новости
подписаться
Дарья Серенко – художница, основательница проекта «Тихий пикет», куратор галереи «Чрезвычайная коммуникация», директор галереи «Пересветов переулок», автор культурных и выставочных проектов, семинаров, поэтической лаборатории для подростков, преподаватель Высшей школы экономики. Этот список можно продолжать и дальше.
Даша – активный человек. Ее энергией заражаешься и вдохновляешься, хочется участвовать в ее проектах, делать такие же, придумывать свои.
В самом начале встречи Даша объявила об эксперименте, в котором предложила участвовать всем присутствовавшим. В течение всего разговора в общем гугл-доке каждый мог оставлять анонимные комментарии, вести конспект, задавать вопросы, возмущаться, радоваться, спорить.
«Мне важно, чтобы люди, которые не решаются задать вопрос вслух, могли чувствовать соучастие», – пишет Дарья.
Эксперимент удался, и к концу встречи две страницы заполнились картинками, разноцветными надписями, комментариями по делу и не очень, вопросами и ответами.
Это был важный опыт коммуникации, с которой Даша бесконечно экспериментирует, превращая в полноценные художественные проекты. Так было с «Тихим пикетом», который из индивидуальной практики перерос в широкомасштабный проект с тысячами акций, являющихся одновременно и социальными, и художественными. Так было с галереей «Чрезвычайная коммуникация». Это название получил проект, организованный по инициативе Дарьи Серенко жителями – и для жителей – жилого дома. Выставочная и общественная деятельность в нем сплетаются и находят воплощение во множестве форм: от выставки в подъезде жилого дома до написания писем друг другу, фотографических онлайн-проектов и дизайна мебели.
«В искусстве взаимодействия всегда очень много вербального труда. Вы бесконечно должны быть «говорящей головой». Это сложно. Должны быть способности выстроить этот разговор, войти в доверие и не обмануть его, общаться с человеком на равных, чувствовать его настроение – готовы тебя слушать или нет. Это очень сложно».
Характеризуя арт-активизм как направление, помимо «вербального труда» Дарья отметила такие важные его черты, как создание безопасного пространства, учитывающего всех людей с их разными особенностями; «режим интенсивной встречи», в которой личное пространство встраивается в городскую среду, а город становится ближе; поиск незахваченных зон коммуникации и незахваченной проблематики; использование предметов-проводников, таких как плакаты в «Тихом пикете», которые вызывают реакцию, побуждают задавать вопросы, взаимодействовать.
В завершение встречи был задан сакраментальный вопрос о художественной ценности проектов, который неизменно сопровождает арт-активизм. Дарью спросили, почему она называет движение «Тихий пикет» художественным.
«Искусство – это то, что организует пространство… Мне кажется, современное искусство так устроено, что в нем нет четкого деления: вот тут у нас чистая прекрасная эстетика, искусство для искусства, а здесь у нас какая-то социалочка или какая-то агитация, попытка в чем-то убедить. Искусством может называться действие, которое позиционирует себя как искусство, которое интерпретируется, у которого есть последователи, постоянная артикуляция и рефлексия».
Даша рассказала, что для одной из акций «Тихого пикета» была распечатана работа Дюшана, которую на плакате сопровождал вопрос, искусство ли это. Разговаривая с людьми, участники акции получали разные ответы на заданный вопрос, пытались выяснить разные мнения по этому поводу и сформулировать свои.
«Для меня это и есть момент эстетики взаимодействия: вы, взаимодействуя, производите определение искусства».
Пресс-секретарь DOCA
Дорогина Светлана