Институт и колледж ИГУМО
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ
ИНСТИТУТА ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Найти на сайте
Новый учебный год – новые лица ИГУМО!
Новый учебный год – новые лица ИГУМО!

В этом году Светлана Кожина окончила магистратуру Карлова университета – главного вуза Чехии и одного из старейших университетов мира. 1 сентября девушка пополнила ряды преподавательского состава факультета лингвистики ИГУМО. В нашем институте она читает лекции для групп общей лингвистики и чешского языка. 

Светлана, почему Вы решили заняться изучением чешского языка?

– За все годы, что мне задают этот вопрос, так и не смогла придумать красивый ответ. (Смеется.) Как и у многих: вышло случайно. На кафедре славистики и центральноевропейских исследований РГГУ я изучала зарубежную филологию, немецкий и чешский языки. В итоге понравился чешский, возможно, потому, что его преподавали лучше, тем более этот язык включал больше культурологических дисциплин, связанных со страной. Впоследствии увлеклась чешской литературой, читала Богумила Грабала, Владимира Парала, Милана Кундеру, Зденека Заплетала и др. Так и вышло, что увлечение стало профессией.

В какой момент Вы захотели связать дальнейшую жизнь с преподавательской деятельностью?

– Всегда хотела быть преподавателем. Я даже родилась в День учителя, поэтому еще со школы все друзья шутили, что точно буду учить детей. Уже в институте вдохновилась работой своих преподавателей чешского языка. Один из них меня очень поддерживал морально в тяжелые периоды, и я подумала, что работа преподавателя намного шире, чем просто чтение лекций. Он тратил на меня времени немерено, а потом просто говорил: «Я же Ваш преподаватель, это моя профессия!»

После Вы поступили в Университет Карлова, где изучали чешский как иностранный. Расскажите подробнее, как проходило Ваше обучение.

– Обучение в России и в Чехии не сильно различается, единственное – в Праге студенты более ответственны, у них больше самостоятельности.

Например, у каждого есть учебный план, но ежедневное расписание нечеткое: студент сам решает, на каком году обучения и в каком семестре посещать тот или иной предмет. Часто предоставляется возможность выбрать время и день недели для проведения пары: утром, вечером, в понедельник или четверг и т.д.

Также вполне нормально продлевать изучение того или иного предмета, поэтому прочные группы с постоянно одинаковым количеством студентов обычно не складываются. Например, кто-то уже сдал зачет по дисциплине, а кто-то даже и не начинал. Благодаря такой свободе возникает больше возможностей для работы, потому что в Чехии обучение – это не единственное занятие у молодых людей. Так, в свободное от учебы время я преподавала чешский для мигрантов в Интеграционном центре Праги.

Расскажите о Ваших хобби.

– Я люблю путешествовать. Так, успела посетить несколько старинных крепостей в городах Чехии: в Карлштейне, Бездезе, Шпильберке, под Прагой. А недавно перед возвращением в Россию ездили с подругой кататься в Зноймо (город на юге Чехии). Там была конюшня, в которой мы арендовали лошадей и катались по невероятно красивым скалам Моравии.

В свободное время вяжу крючком: обычно шали или игрушки. Зачастую свои изделия дарю друзьям.

Светлана-Кожина-чешский-колледж2.jpg

Что для Вас было самым важным при первой встрече со студентами?

– Приятно, что первые пары прошли хорошо. Но при этом у меня никогда не было цели произвести хорошее впечатление сразу. Мне кажется, оно у студентов все равно со временем складывается само. Скорее у меня есть основная цель – дать студентам ключи к решению задач, а в остальном они справятся сами. Например, зачем заставлять ребенка зазубривать книгу, если он все равно все забудет? Куда продуктивнее, на мой взгляд, научить студентов понимать, как построена логика учебника, на каких принципах она основана, чтобы в итоге они могли найти нужную информацию (и знали, где ее искать), а также проводить на этой базе дальнейшие исследования.

Судя по этому принципу, Вы разрешите на зачетах пользоваться конспектами?

– Не всегда. Я буду весьма строгой на зачетах, связанных непосредственно со знанием языка: понимание пониманием, но что-то необходимо все же выучить. (Смеется). А если на лингвистике придется решить задачу, то можно пользоваться конспектами. Тем более что выучить досконально, например, IPA (International Phonetic Alphabet) нереально, да и, в принципе, не нужно.

Но я всегда советую ребятам делать шпаргалки. Сама всегда писала, а потом не пользовалась, потому что процесс их приготовления очень помогает систематизировать знания.

Как студенты отнеслись к Вашей методике?

– Я не считаю, что моя методика как-то особенно выделяется. Но чисто интуитивно мне кажется, что они отреагировали положительно. Что касается общей лингвистики, то им стало интереснее готовиться к парам, слушать меня и пытаться находить альтернативные варианты. Надеюсь, повысившийся интерес принесет плоды и они больше запомнят.

Что еще позволило привлечь интерес студентов к дисциплине?

– Думаю, мне помогает мой возраст. Я сама недавно была студенткой и прекрасно их понимаю: шучу, разговариваю, прислушиваюсь к их мнению. Бывает, признаю, что не знаю чего-то, и с радостью послушаю, если они мне на следующей паре расскажут. Потом я, конечно, восполню пробелы. Но сам факт, что преподаватель чего-то не знает, а студенты могут ему подсказать, очень подогревает такое соперничество между ними. Возможно, я обманываюсь, но раньше мои студенты лучше всего усваивали именно тот материал, в котором меня «опередили».

Признайтесь, подыгрываете ли студентам в этом научном состязании?

– Иногда. (Смеется.) Особенно на лекциях по чешскому языку, потому что хорошо его знаю. Или по этой же причине очень часто поддаюсь им во время изучения чешской литературы. Использую Сократову иронию…

Позволяете им самим докопаться до истины посредством диалога?

– Именно так. Но иногда и проигрываю, конечно. Однако я не считаю, что это плохо. Наоборот, я рада, если студенты лучше меня начинают в чем-то разбираться. В этом и есть смысл работы преподавателя, ведь так?

Безусловно, как по мне, в обучении должно присутствовать соперничество…

– Мне самой интересно таким образом развиваться и понимать, над чем еще предстоит поработать. А иначе затухнуть можно или, если литературно говорить, «профессионально выгореть». Подобное бывает, когда работа преподавателя превращается в какой-то конвейер.

И как Вы справляетесь с этим чувством?

– Да студенты спасают! Они все такие классные, энергетика от них исходит бешеная!

Кстати, можете вспомнить какие-нибудь смешные ситуации, которые произошли с Вами в ИГУМО?

– Недавно меня приняли за студентку. Это было здорово, ведь, например, год назад в Праге одна девушка сказала, что я выгляжу на 28 лет, хотя на самом деле тогда мне было 23. (Смеется.)

Какие у Вас впечатления после первого месяца работы и что Вы хотели бы отдельно отметить?

– Мне очень нравится, что в ИГУМО все очень активные, начиная от студентов и заканчивая преподавателями. Все живые, контактные и энергичные.

В чем это проявляется?

– Даже в том, как легко между собой общаются студенты и преподаватели. Например, в очень крупных вузах некоторые преподаватели одной кафедры за семестр между собой даже не пересекаются. В ИГУМО же царит совсем другая атмосфера.

Сухроб Шарипов, студент 2-го курса факультета журналистики ИГУМО

20.10.2017
Просмотров: 498

Возврат к списку


ИНТЕРЕСНЫЕ РАЗДЕЛЫ
Об ИГУМО Факультеты Колледж Лица института Абитуриентам Государственная аккредитация Личный кабинет студента Контакты Наш Инстаграмм Сообщество в ВКонтакте Сообщество в Фейсбуке
© 1991-2018 ИГУМО и ИТ. Все тексты и фото подготовлены студентами и сотрудниками ИГУМО и ИТ. Все права защищены.