вернуться

Делу время, потехе час?

Делу время, потехе час?

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Здравствуйте! Меня зовут Светлана, я преподаватель чешского языка и литературы в Чешско-русском колледже ИГУМО, и у меня есть хорошие и не очень хорошие новости для студентов: язык нужно учить. Учить много и долго. С кучей книг и рабочих тетрадей, посвящая им много времени. Учить с прилежанием, не только привыкая к его фонетическим и грамматическим особенностям, но и постепенно усваивая способ мышления его носителей.

Как это сделать? Начнем с того, что я лично являюсь противником зубрежки в чистом виде (а это новость хорошая). Мой личный опыт изучения немецкого и преподавания чешского показал, что выполнение безумного количества упражнений на одно грамматическое правило дает только временный положительный эффект. Пока студент держит перед глазами учебник с ограниченным объемом возможных вариантов, он правилом владеет. Как только он закрывает учебник и оказывается перед безграничностью реального языка, всё знание вдруг резко куда-то улетучивается. Всё дело, на мой взгляд, в том, что язык держится в первую очередь не на шаблоне, а на живой логике того, кто хочет им пользоваться. Поэтому я от своих студентов требую наличия такой важной компетенции, как умение видеть и понимать.

Рассмотрим пример с выражением грамматической категории рода в чешском языке, с которой мы столкнулись уже на первом занятии. В чешском, как и в русском, три рода: мужской, женский и средний. Да и окончания, помогающие отнести существительное к одному из родов, в целом схожи с русскими, поэтому русскоязычному человеку чешская система рода кажется близкой и понятной. И в этом таится скрытая угроза:) Встречается студенту, например, слово židle (стул). Видит он предложение: Uprostřed stojí černá židle.Посередине стоит черный стул.

Русский язык подсказывает: ага, это слово похоже на «поле», значит, слово среднего рода. Нет. Тогда мужского! По-русски же мужского. Нет. Нужно ведь только посмотреть на форму прилагательного – а оно выражает согласование по женскому роду (окончание á), – чтобы понять, что «стул» в чешском языке женского рода. Все очень просто, нужно просто понимать, как язык работает.

Помогает это при усвоении не только грамматики, но и лексики языка. Чешский язык, как и русский, довольно часто сохраняет в наименованиях логику их возникновения. Например, слово sešit – тетрадь. Несмотря на то что для студента слово полезное, с его запоминанием бывают проблемы. Я говорю, что «шить» по-чешски будет šít. Подсказываю, что тетрадь так называется потому, что ранее она представляла собой сшитые вместе листы.

Многие слова в чешском образуются способом универбации – образованием одного нового слова на основе словосочетания. Для их расшифровки нужно просто «чувствовать» язык, иметь чутье, которое дается не механическим выполнением заданий, а пониманием логики говорящих: Karlova univerzita Karlovka, Filozofic fakulta Filda, Národní třída Národka, Karlovo náměstí Karlák

Так как же добиться этого пресловутого чутья? Я стараюсь давать студентам Чешско-русского колледжа ИГУМО больше заданий на чтение и пересказ. В этом семестре основным домашним чтением у нас стали Pražské legendy – сборник адаптированных рассказов для начального уровня под редакцией Лиды Голой. Одна наша студентка уже на достойном уровне рассказала нам историю о доме Фауста, который, по одной из легенд, находится как раз в Праге. Надеюсь, эти тексты вызовут у студентов колледжа достаточный интерес. Со временем мы перейдем на неадаптированные тексты классической литературы. Без навыка чтения и умения работы с текстом это будет невозможно.

Тренировка письма проходит не только при выполнении заданий на «зубрежку», но и при написании эссе на свободные темы. Мы со студентами уже разобрали их эссе о семье и о том, как они провели лето. 

Светлана Анатольевна Кожина, преподаватель Чешско-русского колледжа ИГУМО

27.10.2017
Просмотров: 1565

Возврат к списку

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
20 АПРЕЛЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

II московский молодежный фестиваль
анимации и иллюстрации

Open Call
до 03 апреля 2023

Подробнее

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее