Наши новости
подписатьсяЧтобы увидеть произведения великих мастеров, мы посещаем музеи и галереи. Но что делать тем, кто не может лицезреть красоту этого мира? Для слабовидящих и незрячих людей в Новой Третьяковке была создана тактильная экспозиция «Книга природы» в рамках специальной выставочной программы «Язык скульптуры по Брайлю».
На выставке представил свои произведения художник и фотограф, экс-главный редактор журнала «Foto&Video», преподаватель фотографических дисциплин в ИГУМО и МКИК Андрей Михайлович Акимов.
Все экспонаты можно потрогать руками. Незрячие и слабовидящие люди могут познакомиться не с муляжами и специальными копиями, а с подлинными произведениями авторов. Рядом с каждым экспонатом расположена табличка с описанием, сделанная с использованием шрифта Брайля.
Над созданием этой выставки трудились известные московские скульпторы. Проект «Книга природы» включает работы из камня и дерева, бронзы и керамики, а также оптического стекла.
Студенты колледжа фотографии МКИК и факультета фотографии ИГУМО посетили выставку и изучили представленные экспонаты. А выпускнику ИГУМО Сергею Серёгину удалось задать несколько вопросов Андрею Михайловичу Акимову о проекте.
– Как появилась идея создания такой выставки?
– Я получил геологическое образование, поэтому красота камня всегда меня привлекала. Когда я рассматривал очередную идею для художественного проекта, мой выбор пал на палеонтологические артефакты.
– Сколько времени ушло на создание работ от задумки и до реализации?
– Я начал снимать эти изображения еще в 2017 г. Фотографировал три месяца, потом примерно год работал над снимками. Монтировал, потому что каждое изображение – это композит. Оно состоит не из одного кадра, а из нескольких, что позволяет получить нужную глубину резкости.
Осенью 2018 г. я познакомился с технологией многослойной рельефной печати, стал ее тестировать. Отпечатки выставочного качества появились только через 9 месяцев.
В коллекции более 50 изображений, на выставке представлены только 9 из них.
– Какие материалы были использованы?
– При печати фотографий я использовал специальный принтер с пигментными красителями, отверждаемыми ультрафиолетом. На выходе получается полимер, поэтому отпечатки можно трогать руками.
– Кто помогал в реализации этого проекта?
– Коллеги из Палеонтологического института, которые дали доступ ко всей своей музейной коллекции. Я фотографировал реальные объекты из экспозиции. Когда музей не работал, мне открывали витрины и давали для съемки те экспонаты, которые я просил. Я очень признателен за такую помощь и предоставленную возможность.
Во многом с практической точки зрения мне помогла искусствовед, арт-критик, куратор выставок российской и зарубежной фотографии, арт-директор Международного фестиваля PhotoVisa Ирина Юрьевна Чмырева.
– Ранее Вы уже проводили выставки подобного масштаба?
– На уровне Третьяковки? Нет, это дебют. Весной этого года я прошел отбор на портфолио-ревю Международного фестиваля PHotoEspaña-2019 и показал свой проект в Испании.
Я продемонстрировал отпечатки кураторам из Европы, получил много положительных откликов, начал сотрудничать с мадридской галереей Silvestre. Осенью, буквально месяц назад, галерея экспонировала мой проект на ярмарке современного искусства Estampa-2019 в Мадриде.
– Все ли получилось? Есть ли что-то, что Вы хотели бы изменить?
– Несомненно. Необходимо использовать подсветку, чтобы она создавала объем. Основной замысел был в том, чтобы экспонировать работы на черной стене. Матовая черная бумага должна была раствориться в темноте. Когда мы локально подсвечиваем отпечатки, создается впечатление, будто изображения выпрыгнули оттуда. Тем самым объемный эффект усиливается. Именно так мы и планируем выставляться в будущем году в Палеонтологическом музее.
Студентам института и колледжа очень повезло, что в профессорско-преподавательском составе есть такой профессионал, как Андрей Михайлович Акимов. Когда преподаватель «горит» своим проектом, у студентов тоже появляется больше поводов творить и мыслить за гранью предлагаемых обстоятельств.
Сергей Серёгин,
выпускник ИГУМО