Наши новости
подписаться
Почему китайскому императору нельзя сажать деревья, а его подданным – красить крыши в желтый цвет?
26 октября в ИГУМО состоялся Русско-китайский форум, в котором приняли участие преподаватели и студенты нашего института и колледжа, приглашенные специалисты, студенты-востоковеды и другие участники, кому интересна и близка китайская культура.
Поднимались на форуме и вопросы архитектуры.
Студентка 3-го курса факультета дизайна Анжелика Джамалудинова выступила с докладом, в котором рассмотрела особенности традиционной архитектуры Китая. Она отметила, что эта архитектура глубоко самобытна, ей свойственны такие черты, как символичность, тесная связь с ландшафтным окружением, выверенные веками конструктивные и планировочные решения, а также влияние традиционных китайских учений – фэншуй, у-син и инь-ян. Использование цвета в традиционной архитектуре Китая также неслучайно, и для этого существует подробное обоснование. Анжелика рассказала, что желтый цвет в Древнем Китае был символом императора, использование этого цвета подданными правителя Поднебесной независимо от их ранга и уровня благосостояния каралось смертной казнью. Отразилось это строгое правило и на архитектуре: крыши императорских резиденций – золотисто-желтые, все остальные здания покрыты обычной серой черепицей.
Преподаватель китайского языка Финансового университета при Правительстве РФ и Института стран Востока Валентина Александровна Никифорова рассказала студентам ИГУМО о влиянии особенностей языка на архитектуру Китая. Как известно, в Китае используется иероглифическое письмо, зародившееся несколько тысячелетий назад и оказавшее заметное влияние на многие сферы китайской культуры. Валентина Александровна привела интересный пример взаимосвязи архитектуры и письменности Китая: в центре императорской резиденции – Запретном городе – отсутствует озеленение, в связи с чем возникает вопрос: неужели на такой большой площади не нашлось места для деревца? Ответ следует искать в иероглифике. Если китайский иероглиф «дерево» – 木 – поместить в квадрат – огороженную крепостной стеной резиденцию императора, то выглядеть это будет таким образом – 困. Здесь и кроется проблема: иероглиф 困 в китайском языке имеет значение «трудность, лишение, страдание». Следовательно, не нужно сажать деревья там, где это может вызвать неприятные ассоциации, хотя бы даже и с высоты птичьего полета!
Заведующая кафедрой архитектуры Анастасия Сергеевна Петрова представила на форуме доклад «Современная архитектура Китая». В своем выступлении она рассказала участникам встречи о знаковых проектах последних десятилетий, ставших визитной карточкой китайских городов: олимпийских объектах – стадионе «Птичье гнездо» и плавательном комплексе «Водяной куб», Оперном театре в Гуанчжоу, построенном по проекту Захи Хадид, Национальном центре исполнительских искусств в Пекине, который пекинцы называют «Яйцом», штаб-квартире компании CCTV в Пекине, построенной Рэмом Колхасом, и телебашне в Гуанчжоу, занимающей второе место в мире по высоте. В своем докладе Анастасия Сергеевна подняла вопрос о проблемах сохранения культурного наследия и непростом соседстве традиционной и современной архитектуры в китайских мегаполисах, о влиянии глобализации на архитектуру, о новых технологиях и масштабности строительной отрасли в Китае.
Богатейшая архитектурная традиция Поднебесной занимает особое место среди культурных достижений человечества, поэтому студенты нашего колледжа основательно ее изучают в рамках дисциплины «История архитектуры», а такие научно-образовательные мероприятия, как Русско-китайский форум, дают им возможность расширять свою профессиональную эрудицию, выступать с докладами и презентациями, взаимодействовать со специалистами-практиками из различных областей науки и искусства.
Кафедра архитектуры