Да будет свет. И стал свет

Колледж МКИК
Международный колледж
искусств и коммуникаций

Да будет свет. И стал свет

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

кол.арх1.jpg 

«Свет, – писал английский историк и богослов Томас Фуллер, – есть главное украшение здания». В свою очередь «архитектура является упорядочением света», считал всемирно известный архитектор Антонио Гауди. Эти две цитаты в полной мере дают представление о неразрывной связи архитектуры и такого физического явления, как свет. Известно, что посредством зрительной рецепции человек воспринимает более 80% информации из окружающего мира, но помимо информативной составляющей свет способен оказывать на человека сильнейшее эмоциональное воздействие. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить несколько примеров из истории архитектуры. Древнеегипетские храмы были устроены таким образом, чтобы по мере продвижения человека внутрь из открытого двора в гипостильный зал, а оттуда в святилище его глаза адаптировались к изменениям световой среды, а полумрак святилища выглядел величественно и таинственно. Показательна в этом плане и архитектура римского Пантеона: гигантский световой столб, проникающий через опайон – центральное отверстие в куполе, создает особую атмосферу в затемненном пространстве храма. Ставшее классикой произведение японского архитектора Тадао Андо «Церковь света» – замечательный образец искусной работы архитектора со светом: аскетичный интерьер протестантской церкви освещается через тонкие прорези железобетонной стены в виде креста. Луч света, проникающий через ленту остекления в мечети «Луч Света», спроектированной испанским бюро «Zest Architecture», разделяет внутреннее пространство на мужскую и женскую половины, что традиционно для мусульманской культовой архитектуры.

кол.арх2.jpg

Из этих примеров становится очевидно, что свету отводится важнейшая роль в творческом методе архитектора, поэтому умение видеть возможности, которые открывает перед архитектором это интереснейшее физическое явление, и использовать их – это показатели высочайшего профессионального уровня.

Об особенностях современного светодизайна мы поговорили с Олегом Александровичем Полухиным, директором по развитию компании «Тринова», специалистами которой было реализовано более 2500 проектов, в результате чего более 2 350 000 м2 офисных, торговых, музейных, гостиничных и других пространств получили качественное освещение, отвечающее последним тенденциям светодизайна.

кол.арх3.jpg

Олег Александрович, на протяжении тысячелетнего развития архитектуры свету отводилась важнейшая роль. Какие тенденции работы со светом наблюдаются в современном проектировании? 

– Сегодня уже сложно представить себе современный город без архитектурного освещения. Это своеобразная часть имиджа, которая формирует эстетическое восприятие среды. Подсветка фасадов способствует привлечению внимания к объекту и запоминаемости архитектурного образа в целом. В современном проектировании наблюдается несколько тенденций: медиафасады и самосветящиеся поверхности; использование приборов с интересным, иногда даже вызывающим дизайном, как правило, минималистичным, например брутальных бетонных световых столбов, светящихся «грибов», дисков, шаров и прочего; уход от световой графики («лучики», «точки») и переход к равномерным красивым заливкам всего здания или его отдельных фрагментов, часто в цвете. Можно выделить общую тенденцию – проектирование освещения для человека и с учетом физиологии человека. В первую очередь это касается проектирования общественных пространств, офисов и всех зон, где человек находится долго. Искусственный свет стремится к естественному освещению, самому комфортному для человеческого глаза. Это и диммирование яркости освещения, и диммирование света по цветности – так называемая динамика белого. Задача освещения сегодня – не просто сделать красиво и соблюсти нормируемую освещенность на поверхности, но обеспечить высокое качество освещения, сохранить это качество в течение дня и всего срока работы светильников. 

кол.арх4.jpg

Какие задачи стоят перед специалистом по архитектурному освещению во время работы над проектом? 

– При создании вечернего образа объекта у специалиста по архитектурному освещению есть два принципиально разных подхода: ассоциативное подобие объекта его «дневному» образу или создание ночного, декоративно-театрального «контробраза», отличающегося от дневного и обладающего собственными выразительными качествами. В большинстве случаев происходит так, что освещенные объекты сочетают признаки этих двух подходов. Но для памятников истории более естествен первый путь, а для современных построек творчески продуктивен второй подход.

А задачи стоят такие: сделать красиво (для этого надо в первую очередь понять архитектурную идею конкретного здания); соблюсти требования нормативных документов; найти компромисс между эстетикой, бюджетом и возможностью монтажа и обслуживания. 

Как происходит сотрудничество между архитектором/дизайнером и специалистом-светотехником? 

– Чем раньше светодизайнер начинает работать с архитектором над проектом, тем лучше, поэтому самое плодотворное сотрудничество происходит тогда, когда светодизайнер подключается на самом раннем этапе разработки архитектурной идеи. Тогда концепция освещения, как фундамент здания, заложенный в самом начале строительства, станет его неотъемлемой частью. Размещая светильники в интерьере или на фасаде, необходимо продумать их крепление, подобрать оптику приборов, цветность источников света, выполнить расчеты освещенности таким образом, чтобы световое решение оптимально соответствовало архитектуре и сочетало в себе эстетику и функциональность. Светодизайнер подскажет, как с помощью света поддержать задумку архитектора, скорректировать приемами освещения объем помещения, визуально приподнять потолок, задать направления движения, расставить акценты, задать ритм. 

кол.арх5.jpg

Какими базовыми навыками в области архитектурной светологии должен владеть архитектор/дизайнер? 

– Хороший архитектор понимает, что такое хороший свет и как свет взаимодействует с архитектурой. Оптимально, если архитектор знает основные понятия и характеристики освещения, такие как освещенность, световой поток, цветовая температура, цветность. Желательно, чтобы архитектор знал нормы освещенности, различные источники света, их преимущества и недостатки. В свою очередь специалист по архитектурному освещению должен хорошо разбираться в архитектуре и любить ее. Кроме того, ему необходимо знать законы объемно-пространственной композиции, архитектурные стили, интересоваться историей архитектуры и дизайна. Помимо этого светодизайнер должен хорошо ориентироваться в ассортименте светотехнического рынка и иметь глубокие светотехнические знания. 

Спасибо, Олег Александрович. Последние стандарты образования ставят перед учебными заведениями задачу максимальной ориентации учебного процесса на взаимодействие с потенциальными работодателями и профессионалами рынка. Теперь работодатель становится важным звеном в воспитании молодого специалиста уже в период обучения, что представляется важным шагом к повышению производительности труда в целом. Уверена, что наш разговор будет полезен студентам, изучающим архитектуру и дизайн. 

В заключение этого небольшого интервью отметим, что специалисты компании «Тринова» уже скоро проведут в архитектурном колледже ИГУМО серию лекций по архитектурной светологии. Принять участие в лекциях лидеров рынка архитектурного освещения могут все студенты, которые хотят не только в теории разобраться в проектировании света, но и узнать нюансы практики. 

Фото предоставлены компанией «Тринова»

Беседовала А.С. Петрова, заведующая кафедрой архитектуры, доцент


Возврат к списку

Наш Инстаграмм Сообщество в ВКонтакте Сообщество в Фейсбуке Наш телеграмм-канал

© 2024 МКИК. Все материалы созданы студентами и сотрудниками МКИК





поделиться страницей:
Узнайте больше
Международное
сотрудничество
Наш
фотоальбом
Приемная
комиссия
Образовательная
экосистема ИГУМО
О МКИК Приемная комиссия Государственная аккредитация Кабинет студента Карьера в МКИК Контакты
Наш Инстаграмм Сообщество в ВКонтакте Сообщество в Фейсбуке Наш телеграмм-канал

© 2024 МКИК. Все материалы созданы студентами и сотрудниками МКИК